Украинские города практически ежедневно подвергаются нападениям иранских «шахедов».
С их помощью русские, не имеющие современного оружия, пытаются уничтожить критически важную инфраструктуру, посеять панику среди украинцев и обнажить наши системы ПВО. Поэтому одной из целей Киева является недопущение доставки беспилотников и другого оружия из Ирана в Россию. А если это не удается, то как минимум существенно осложняет российско-иранское военно-техническое сотрудничество, заставляя Тегеран платить высокую цену за союз с Москвой.
Для достижения этой цели Украине нужна помощь не только США, но и стран Ближнего Востока. Речь идет как об Израиле, так и о монархиях Персидского залива, обеспокоенных растущими региональными амбициями Ирана и его военным потенциалом. Визит министра иностранных дел Саудовской Аравии Фейсала бен Фархана Аль Сауда в Киев вписывается в стратегию Украины по созданию неформального альянса для противодействия Ирану, над которой работали последние месяцы.
По словам хорошо осведомленного собеседника ZN.UA, «некоторые арабские страны даже идут к нам по поводу сотрудничества», чтобы противостоять наращиванию военной мощи Ирана. А вот с Саудовской Аравией все было сложнее.
Эр-Рияд десятилетиями боролся с Тегераном за господство на Ближнем Востоке. Соперничество выражается либо в противостоянии прокси-сил (как это происходит в Сирии и Йемене), либо в виде прямых атак (как это произошло в 2019 году, когда иранские беспилотники атаковали объекты саудовской нефтяной компании Saudi Aramco). Прошлой осенью Эр-Рияд даже опасался, что Исламская Республика может напасть на королевство, чтобы отвлечь внимание иранцев от крупных антиправительственных протестов.
При таком противостоянии неудивительно, что усиление военной мощи Ирана за счет российских возможностей, нарушающее баланс в регионе, вызывает опасения в доме Саудов. Ведь в обмен на поставку оружия в РФ Исламская Республика получает авиацию и помощь в развитии своей ядерной программы. Поэтому одной из целей внешней политики Саудовской Аравии является сокращение военно-технического сотрудничества между Ираном и Россией.
В этом интересы Киева и Эр-Рияда совпадают. И если саудовцев интересует украинский опыт противодействия иранским беспилотникам, то украинцам интересны разведданные об ирано-российском военном сотрудничестве.
Между тем визит Фейсала бин Фархана Аль Сауда в Киев — это всего лишь сигнал, посланный Эр-Риядом Москве. Но этот сигнал подкрепляется предоставлением Украине помощи в размере 400 миллионов долларов: гуманитарной — 100 миллионов и нефтепродуктов — 300 миллионов. А также поддержка Саудовской Аравией в Генассамблее ООН резолюции о необходимости достижения «всеобъемлющей, справедливой и украинской», в которой, среди прочего, говорится о территориальной целостности страны и содержится призыв к России вывести свои войска.
Сигнал заметили в Москве.
Комментируя визит главы МИД Саудовской Аравии, российские СМИ пишут, что эта поездка «соотносится с формированием определенного имиджа» и «не должна трактоваться как факт вхождения Эр-Рияда в состав антироссийской геополитической команды». И в то же время отмечают, что Россия должна быть готова к тому, что «в случае дальнейшего роста недовольства саудовских правителей российско-иранским сближением Эр-Рияд может скорректировать свою политику».
Хотя украинские Telegram-каналы, связанные с ОП, пишут о наличии в Эр-Рияде лазерных комплексов, способных сбивать иранские беспилотники, маловероятно, что Саудовская Аравия поставит нам Silent Hunter. На фоне нарастающих угроз со стороны Исламской Республики само королевство нуждается в поставках военной техники и боеприпасов. Но если саудовцы начнут давать нашей стране какое-то оружие, то это будет делаться тайно и через третьих лиц.
Заинтересованность Киева в сотрудничестве с Эр-Риядом не ограничивается желанием совместно противостоять иранской угрозе. Саудовская Аравия и Россия, один из крупнейших экспортеров нефти, имеют общие интересы на энергетическом рынке, что, в свою очередь, формирует особые отношения между Эр-Риядом и Москвой. Их подкрепляют личные отношения лидеров двух стран: эксперты также говорят о симпатиях наследного принца Мухаммеда бен Салмана к Путину.
Это создает уникальный канал для диалога с Кремлем. Киев в свое время воспользовался возможностями Дома Саудов, когда при его посредничестве состоялся обмен военнопленными, в ходе которого были освобождены десять иностранных граждан. Саудовская площадка для проведения закрытых переговоров по освобождению украинцев в ОП будет использоваться и дальше.
До недавнего времени Саудовская Аравия сохраняла определенный баланс в отношениях с Россией и Украиной. Но приезд Фейсала бин Фархана Аль Сауда знаменует собой серьезный сдвиг в политике Эр-Рияда по отношению к Киеву. Ведь это первый визит министра иностранных дел Королевства за тридцать лет существования дипломатических отношений между нашими государствами. (Помимо вообще первого визита в Киев представителя арабского государства после масштабного вторжения русских в нашу страну.)
Несомненно, свою роль в этой переоценке роли страны сыграло ирано-российское военно-техническое сотрудничество. Но не менее важную роль сыграл и визит Джо Байдена в украинскую столицу: американские президенты не ходят в проигрыши. Вполне возможно, что за этой поездкой руководители Белого дома в Эр-Рияде видели и перспективу победы Украины, и возможность участвовать в послевоенном восстановлении.
Финансовые ресурсы монархии, накопленные за счет экспорта нефти, делают Саудовскую Аравию одним из крупнейших инвесторов. Перед масштабным вторжением саудовцы уже вложили средства в украинское сельское хозяйство. Их также интересует украинский экономический и энергетический потенциал. Как сообщает ZN.UA, будущее украинской нефтеперерабатывающей отрасли также обсуждалось в ходе переговоров украинской стороны с Фейсалом бен Фарханом Аль Саудом.
Кроме того, саудовцы также поднимали вопрос о проведении ЭКСПО-2030. Среди кандидатов на проведение Всемирной ЭКСПО – Эр-Рияд, Одесса, Пусан, Рим. Саудиты заинтересованы в том, чтобы Украина сняла свою кандидатуру и поддержала заявку Саудовской Аравии. И здесь у Киева есть простор для сотрудничества с Эр-Риядом.
В целом Киев считает визит очень успешным. И надеются, что это повлияет на позицию других арабских стран, увеличив их политическую, дипломатическую и финансовую поддержку Украины.