ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ АВАКОВА: КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОНКУРС НА ГЛАВУ НАЦПОЛА

Недавно Верховная Рада назначила главу МВД Игоря Клименко. Как бывший глава Нацполиции он знает проблемы полиции, в том числе политическую зависимость лидера от министра внутренних дел, а также реальный уровень общественного доверия.

В частности, скандал с обыском МакПау стал руководящей ситуацией, продемонстрировавшей недоверие к полиции со стороны общества. Общественность взбесили даже не вопросы о законности или незаконности приобретения компанией земли, а обычное «маскарадное шоу» со стороны полиции. Министерству цифрового развития анонсировали законопроект, чтобы предотвратить это в будущем.

В случае аналогичного обыска со стороны НАБУ ситуация будет кардинально иной: резкого отторжения этого учреждения обществом нет. Ведь НАБУ независим, начиная с лидера, которого выбирают на основе прозрачного конкурса.

Говорить о независимости полиции сейчас не приходится.

Поэтому избрание главы Национальной полиции Украины путем прозрачного конкурса с участием международных экспертов должно стать первым серьезным шагом к реформированию Национальной полиции.

Около двадцати общественных организаций и аналитических центров обратились к властям и международным партнерам с заявлением о необходимости конкуренции.

Мера имеет два требования:

  • верховной Раде Украины — внести соответствующие изменения в законодательство для обеспечения независимого и прозрачного конкурсного процесса избрания руководства Национальной полиции;
  • совету Министров Украины — назначать главу национальной полиции и его заместителя только после проведения конкурсов.

Реформа Нацпола — требование ЕС

Требования экспертного сообщества находятся в рамках выполнения пункта 4 рекомендаций Еврокомиссии, согласно которым Украина обязалась подготовить комплексный план реформирования правоохранительных органов, чтобы сохранить свою кандидатуру в ЕС. Тем временем Генеральная прокуратура готовят безопасная для силовиков стратегия реформ, предусматривающая комфортные изменения, такие как устранение дублирования функций, прозрачность и социально-экономический пакет, а не реальные потребности в реформах. То есть правоохранительная система готовит реформу «для себя» с определенными изменениями, которые ЕС хочет предложить как видение Украины.

Но недавние коррупционные скандалы побуждают международных экспертов внимательно следить за государственными учреждениями.

Конкурс на пост главы Нацполиции – важнейший этап, без которого невозможно реформирование системы. Только так можно вывести ведомство из прямой зависимости от МВД или правительства, как НАБУ. А пока глава Национальной полиции назначается по рекомендации министра и является политически зависимой фигурой. В результате полиция становится ручным орудием власти.

Проведение конкурса может стать лакмусовой бумажкой для нового министра МВД и свидетельствовать о готовности или неготовности к реальной реформе милиции.

Как не повторить ошибок Авакова

В 2016 году приехал тогдашний министр внутренних дел Арсен Аваков Фейсбуке уже объявлено конкурс начальнику Национальной полиции. Мол, закон этого не требует, но у меня есть политическая воля.

Но соревнование Авакова было позором. Несмотря на то, что все было организовано «красиво».

Так, в комиссию вошли международные эксперты, которые провели несколько этапов отбора 64 кандидатов — тест общих навыков, психологическое тестирование, собеседования.

Но эта комиссия не была должным образом узаконена, а процедура проведения конкурса не была установлена ​​на законодательном уровне. То есть комиссия из ведущих экспертов США, Европы и Канады выступала в качестве консультативно-совещательного органа, чьи рекомендации могли либо приниматься, либо не учитываться.

Что и сделал Аваков — не обратил внимания на рейтинговый список, в который в порядке рекомендаций вошли:

  1. Константин Бушуев — работал заместителем начальника Нацполиции.
  2. Андрей Вишневский — тогда был руководителем координационного центра правовой помощи, сейчас — замглавы НАПК.
  3. Сергей Князев в то время был начальником уголовного розыска Нацполиции.

Из трех, предложенных консультативной комиссией, Аваков выбрал кандидата с самым низким рейтингом — Сергея Князева. Об удобстве кандидата и возможной политической связи свидетельствует и тот факт, что после увольнения Князев перешел к Авакову в качестве советника.

После этой попытки, которая была больше ради прозрачности, чем реального конкурса, открытых кандидатур на руководящие должности в Национальной полиции не было.

Таким образом, без надлежащего закрепления законодательства конкурс был разовым актом, который не может быть обжалован или признан нарушением процедуры.

Что нужно сделать

Во время войны полицейские, в том числе полицейские, получили более тысячи подозрений. Некоторыми из проблем являются коррупция, сговор и предательство. Это опасная ситуация для воюющей страны, когда каждый такой случай — это удар изнутри по безопасности государства.

Только новые кардинальные изменения могут сплотить сломанную правоохранительную систему и вернуть ее к реальности.

Полиции нужна перезагрузка. Это видно из проваленной и незавершенной реформы. Ведь после переаттестации 90% полицейских вернулись в ряды национальной полиции. И не может быть никакой эффективной полицейской деятельности со стороны полиции.

Люди из старой системы, выстроенной десятилетиями на примере советской «милиции», могут быть не готовы к новым переменам. Поэтому в первую очередь следует обновить руководящую команду — главу национальной полиции и руководителей территориальных подразделений.

Ныне глава Национальной полиции Украины назначается правительства по предложению министра внутренних дел и является полностью зависимой политической фигурой. Следовательно, назначаются и руководители на местах — начальником Национальной полиции, который согласовывает это решение с министром внутренних дел. Это означает, что под вертикалью МВД находится все полицейское управление, что делает этот институт ручным.

Поэтому первым изменением является избрание независимого начальника полиции посредством прозрачного конкурса.

Кроме того, законодательное закрепление конкурса на высшую должность в полиции предусмотрено проектом государственной программы противодействия коррупции на 2023-2025 годы, говорится в сообщении НАПК направило Кабинет. Обоснование касается неэффективных и непрозрачных механизмов назначения и продвижения по службе в системе Национальной полиции, низкой эффективности расследования и дисциплинарных мер в отношении сотрудников полиции, где ключевую роль играет руководитель.

Конкурсная процедура должна быть закреплена на законодательном уровне и осуществляться по примеру отбора руководителей антикоррупционных структур, демонстрирующих свою эффективность – НАБУ, САП.

В состав независимой конкурсной комиссии должны войти представители международных организаций, которые оказывали Украине международную техническую помощь в реформировании правоохранительной системы, предупреждении и противодействии коррупции, а также экспертная среда с пятилетним опытом работы в правоохранительных органах.

Только при этих двух условиях можно выбрать профессионально и политически нейтрального руководителя Национальной полиции. Это будет означать, что отбор может осуществляться не единожды, как это было при Авакове, когда процедуры были не формализованы, а на постоянной основе.

Аналогичная практика должна работать и на региональном уровне, где назначение руководителя зачастую не зависит от профессиональных достижений и карьерного роста, а руководители ГУНП «переезжают» из одного региона в другой. Местные соревнования также должны быть законодательно закреплены путем тщательного отбора независимых комиссий.

Реформа полиции, конечно, не может быть осуществлена ​​просто путем перезапуска управления. Но это главное условие его реализации. Иначе говорить о системных изменениях будут те же грабли, которые прошла полиция в 2014-2015 годах.

После перезагрузки управления Нацполиции необходимо перейти к более системным изменениям — от проверок добросовестности до новых требований к новой социальной и финансовой обеспеченности.

Только в этом случае мы сможем говорить о полицейском рэкете, рэкете и правоохранительных мафиях в прошедшем времени.