ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И БЕЛАЯ КНИГА УКРАИНЫ. КАК ДОГНАТЬ ЛИДЕРОВ?

Сергей Козьяков Сергей Козьяков

Прошло почти полгода с даты обнародования правительственного документа под названием «Біла книга з регулювання ШІ в Україні: бачення Мінцифри. Версія для консультацій» (БК ИИ). Авторы этого аналитического материала предложили подход к регулированию технологий искусственного интеллекта (ИИ) в Украине.

В предисловии к БК ИИ министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров причиной ее появления назвал опасность «стремительного развития искусственного интеллекта и его потенциального влияния на права человека». Скажу откровенно, что такой тезис государственного деятеля уровня министра немного удивил, поскольку об этой опасности в мире было известно задолго до лета 2024 года. И если именно эта опасность была причиной появления БК ИИ, то Украина с ее публикацией уже опоздала.

"Мини-Таурусы": Германия передаст Украине тысячи дронов с искусственным интеллектом «Мини-Таурусы»: Германия передаст Украине тысячи дронов с искусственным интеллектом

Так, Илон Маск еще в 2014 году называл искусственный интеллект «нашей самой большой экзистенциальной угрозой». В аналитическом центре RAND Corporation в 2017 году предупреждали о «рисках предвзятости и ошибок искусственного интеллекта».

Но в тексте министра Федорова сообщается, что был разработан подход, «адресующий вызовы без внедрения обязательного регулирования в ближайшие два-три года». Два-три года! Серьезно? Граждане Украины действительно должны столько ждать реакции государства в ответ на «стремительное развитие ИИ», которое может необратимо негативно повлиять на их гражданские права?

Допускаю, что авторы БК ИИ также не обратили внимания на совершенно свежие экспертные выводы многих профессионалов, в частности Йошуа Бенгио — профессора информатики Монреальского университета, основателя и научного директора Института искусственного интеллекта Мила-Квебек, а также старшего научного сотрудника и содиректора программы «Обучение в машинах и мозге» Канадского института перспективных исследований, который, в частности, написал следующее: «Мощные инструменты, особенно искусственный интеллект, могут быть легко использованы правительствами для укрепления их власти, например, с помощью разных методов наблюдения, таких как камеры и мониторинг онлайн-дискурса, а также механизмов контроля, таких как полицейская деятельность на основе ИИ и военное оружие. Естественно, что упадок демократических принципов коррелирует с ухудшением прав человека. Кроме того, сверхчеловеческий искусственный интеллект может дать беспрецедентную власть тем, кто им руководит, — отдельным лицам, корпорациям или правительствам, угрожая демократии и геополитической стабильности».

А теперь, собственно, о содержании БК ИИ в рамках предложенных консультаций. (Интересно, что авторы предупредили: БК ИИ «не является аналитическим документом публичной политики в понимании Закона Украины «О правотворческой деятельности»).