ИПОТЕКА ДЛЯ БЕЗДОМНОГО. СКРЫТЫЕ РИСКИ И РЕАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ПРОГРАММЫ «ЄОСЕЛЯ» ДЛЯ ЗАЕМЩИКОВ

Сергей Волков Сергей Волков

В Украине запустили новый этап доступной ипотеки: теперь государство компенсирует 70% первого взноса, 70% ежемесячных платежей в течение года и предоставляет до 40 тыс. грн на оформление документов. Программа рассчитана на поддержку внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) и жителей прифронтовых территорий.

Выглядит, вроде бы государство наконец протягивает руку тем, кто лишился жилья. Но если присмотреться внимательнее, то эта рука держит кредитный договор. В этом «жесте поддержки» есть что-то глубоко противоречивое, даже если формально он и выглядит гуманным — человеку, потерявшему дом, предлагают купить новый, но в долг.

ВПЛ далеко не всегда являются заемщиками с прогнозируемым доходом. Эти люди потеряли все — жилье, стабильность, работу, документы. Им нужна крыша, а не долг. Даже если часть заплатит государство, остальное на все последующие годы станет их бременем из обязательств, которые лягут на финансово несостоятельных людей.

Социальная политика подменена кредитной, а милосердие — финансовым маркетингом. Если человеку без крыши над головой дать не дом, а кредит, то он продолжит жить под дождем, только теперь еще и с долгом. Поэтому предлагать ВПЛ кредит вместо грантового жилья — это как предложить тонущему человеку взять лодку в лизинг.

Не помощь, а иллюзия

Деньги из бюджета идут не на жилье, а в капитал ПАО «Украинская финансовая жилищная компания» (Укрфинжилье), которое через банки кредитует приобретение жилья в недострое, чем фактически финансирует застройщиков. Тратя бюджетные деньги не на жилье, а на его частичную компенсацию и кредитные проценты «бездомным», в реальности государство финансирует банки и застройщиков, а не людей.

Еще один скрытый риск состоит в том, что большинство кредитов в рамках программы выдают не на готовое жилье, а на строительство. То есть переселенец фактически становится инвестором застройщика, беря кредит на объект, который ему только должны построить.

Такая схема не просто рискованная — она вдвойне опасная.