Если говорить об институте разоблачения коррупции в целом, то в Украине есть законодательное регулирование и одновременно пробелы, которые надо устранить, говорит председатель Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Виктор Павлущик. Например, термин «обличитель» имеет разные определения в Уголовном процессуальном кодексе и ЗУ «О предотвращении коррупции». Во время интервью редактору отдела внутренней политики ZN.UA Инне Ведерниковой он отметил, что это надо привести к стандартам ЕС.
НАПК уже подало законопроект по урегулированию порядка выплаты вознаграждения, «чтобы работал системный механизм, а не разовые решения». Успешные кейсы уже есть: и выплаты обличителям, и судебные решения в их пользу. Поэтому со временем тех, кто готов сообщать о коррупции, становится больше. Но не каждый звонок и не каждое сообщение тянут на статус обличителя, подчеркивает глава НАПК.
«Могут быть сообщения от заявителей, это разные категории. Многие из них не имеют ничего общего с коррупцией: это трудовые конфликты, внутренние споры коллективов», — объясняет он, добавляя, что 1% статусов обличителя из более двух тысяч сообщений, как сейчас, — это нормально.
НАПК отвечает только за юридические гарантии обличителей и вознаграждения. Между тем физической защитой должны заниматься другие органы, подчеркивает спикер.
«Стимулом должно быть не только вознаграждение, но и мировоззрение: человек сообщает, потому что это противоречит его нормам, а не только потому, что может получить деньги», — отмечает Павлущик, добавляя, что сообщить о правонарушении можно и анонимно, а это также является способом защиты.






