В конце года традиционно принято подводить итоги, обобщать тенденции, награждать за достижения уходящего года и даже пытаться делать прогнозы на следующий год. Театр — не исключение. Здесь и подводили, и били (не только словами), и грустили, и успели (правда, не все) предусмотрительно спланировать репертуар на начало следующего — 2025 года. Жизнь продолжается! Но война, к сожалению, тоже…
Если в 2022 году о театре вспоминали очень сдержанно и в контексте «не ко времени», то постепенно это изменилось. Необходимость лечить души искусством, чувствовать единство в зрительном зале и хотя бы на короткое время отвлечься от ужасной военной реальности уже в 2023-м сделали театр одним из главных «психологов» страны. Правда, цены на билеты в некоторых столичных и львовских театрах существенно ограничили доступ зрителей к «театральной медицине». В 2024 году эти тенденции продолжились, а иллюзия нормальной жизни лишь утвердила явление театрального ренессанса.
В столичном драмтеатре имени Леси Украинки состоялась премьера пьесы «Паромщик»
Эпоху Ренессанса (XIV–XVII вв.) исследователи характеризуют проявлениями гуманизма, утверждением достоинства и красоты реального человека, его ума и свободы, творческих сил. Театральный украинский ренессанс в 2024 году проявился иначе, чем его «далекий предок», — популярностью посещения театров, ажиотажем и очередями за билетами, появлением новой когорты зрителей (тик-токеров и светского бомонда), приездом именитых европейских режиссеров и прибылями, которые традиционно подсчитали и даже составили рейтинги. И чем громче гремели пушки на фронте, тем тише были театральные музы вблизи его линии.
Трагедия потерь. Эпизоды
В 2024 году продолжилась уже многолетняя тенденция нетеатрального жанра реальной жизни — трагедия потерь. Театральная семья теряла молодых и опытных, талантливых и харизматичных актеров и просто работников сцены.
В январе 2024-го в боях под Михайловкой Донецкой области погиб 31-летний актер Ровенского областного музыкально-драматического театра Владимир Фединчук (Горобец в титулованном спектакле «Зерносховище»; Эней в «Енеїді» и молодой Скрудж в спектакле-хите ровенчан «Скрудж. Різдвяна історія»). Коллеги вспоминали, что на фронт Владимир пошел добровольцем и после последнего сыгранного спектакля поцеловал родную сцену.
В начале апреля 2024 года вследствие ранений, полученных на войне, умер 51-летний актер Житомирского академического украинского музыкально-драматического театра имени Ивана Кочерги Андрей Доманский. В театре Андрей служил почти 25 лет, сыграв больше 40 ролей.
21 августа 2024 года в своем первом бою с российскими оккупантами погиб 27-летний актер Днепровского национального академического украинского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Андрей Касьянов (последняя роль — Нико Пиросмани в мюзикле «Мільйон червоних троянд»).
В День независимости Украины на 42-м году жизни погиб на фронте обладатель яркого бархатного баритона, артист-вокалист Киевского академического театра Украинского фольклора «Берегиня» Александр Сердюк.
15 ноября на Курском направлении погиб 48-летний актер Черниговского областного академического украинского музыкально-драматического театра имени Тараса Шевченко Петр Великий. За 20 лет Петр сыграл больше 35 ролей, большинство из них — ведущие.
10 декабря 2024 года очередная потеря произошла в коллективе Днепровского драмтеатра. На фронте погиб актер Яков Ткаченко — яркая звезда не только театра, но и кино (фильмы «Червоний», «Ціна правди», «Довбуш», сериалы «Перевізниця» и много других). Яков был дважды ранен и после демобилизован, но упрямо и сознательно вернулся на фронт. По его словам, он не представлял своей жизни без актерства и воевал, в частности, и за то, чтобы «иметь возможность спокойно заниматься любимым делом». Светлая память и земной поклон всем защитникам.
«Путин умер» в «Диком театре»
Ряды ВСУ в 2024 году продолжали пополняться защитниками с позывными «Артист», которые в большинстве случаев говорили о роде их деятельности в гражданской жизни. Неожиданно резонансно в этом году прозвучало заявление Черниговского драмтеатра о вынужденной остановке работы и снятии некоторых спектаклей, отмене премьер из-за мобилизации мужской части труппы. Позже такая же судьба постигла и соседний Черниговский областной молодежный театр, и Киевский академический театр украинского фольклора «Берегиня». В перечень едва не попал и столичный Театр на Подоле, правда, в этом случае ведущие актеры театра и кинозвезды Юрий Фелипенко и Константин Темляк вступили в ряды ВСУ добровольцами. Замедлилась работа многих цехов киевского театра имени Леси Украинки, причина та же — нехватка специалистов. Театры меняли репертуары, привлекали новых актеров, даже выпускали премьеры и постоянно напоминали, что коллектив, сцена и зрители очень ждут возвращения защитников с фронта.
Волонтерский тыл
Тенденция «донатим—поддерживаем—выживаем», давно ставшая для многих театров Украины и некоторых актеров стилем жизни, в 2024 году сохранилась. Актриса театра (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра) и кино Анастасия Пустовит, которая, кстати, не со слов знает, что такое побывать в оккупации; учредитель и директор Дикого театра Ярослава Кравченко, организовавшая фонд для сбора средств по принципу «с миру по нитке» с названием «Всі по 10»; актер львовского театра имени Леся Курбаса Ярослав Федорчук, который с блеском объединяет полярные амплуа и разнообразнейшие сборы (от дронов до саперных лопат) — это лишь вершина огромного волонтерско-художественного списка. Актерский креатив в мотивации донатить был и есть безграничен: от предложений выиграть билеты на популярные спектакли, мастер-классы, творческие вечера, благотворительные мероприятия до свиданий со звездными актерами.
Непоколебимым лидером как внимания зрителей, так и объема миллионного сбора на военные и гуманитарные потребности в 2024 году остается спектакль «Конотопська відьма» режиссера Ивана Урывского (киевский театр Франко). В этом году «ведьма» много гастролировала по Украине, в июне даже побывала на Саммите мира в Швейцарии (показ фрагмента). Ну, а в конце года поразила тем, что на аукционе Forbes в рамках мероприятия «Предприниматель года» за миллион долларов было продано два благотворительных показа спектакля. Поэтому театр Франко с чистой «финансовой совестью» и публичной презентацией в этом году начал ремонтные работы внутри главного помещения. Нашлись средства и на ребрендинг логотипа театра, обновление сайта и даже на специальный шрифт.
Обновления, инициированные войной
Не с первого раза в 2022 году избавились от слов, обозначавших связь со страной-оккупантом в названии Харьковского академического российского драматического театра имени Пушкина. Наконец в этом году областная рада смогла переименовать театр в честь автора вышеупомянутой «ведьмы» — Григория Квитки-Основьяненко. Сейчас в театре адаптировались играть спектакли в безопасных помещениях, продолжают работать над созданием нового бренда — «Театр Квітки» — и готовить премьерные спектакли.
В середине февраля 2024 года один из самых больших на юге Украины театров — Херсонский театр имени Кулиша снова (после ноября 2023 года) пострадал вследствие мощного вражеского обстрела. Залатав почти четыре десятка окон, херсонцы возобновили работу в артхабе — фактически укрытии и безопасном подвальном помещении. Более того, смелые южные театралы не стали предавать свои традиции и в сентябре провели XXVI Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврії» (в локациях трех городов Украины и с особым показом в соседней Польше).