ГОРЯЧИЕ АТАКИ И ХОЛОДНЫЕ КОПИИ ДАННЫХ: КАК РАЗГРЕСТИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕКАБРЬСКОГО РЕЕСТРОПАДА?

Роман Ланской Роман Ланской

В декабре россияне масштабно атаковали базовые реестры Минюста, в частности самые важные цели: Государственный реестр актов гражданского состояния, Единый государственный реестр юридических лиц и Государственный реестр вещных прав. Все они имеют статус так называемых базовых реестров в Украине. Поэтому мгновенно остановились все действия в сфере недвижимости и бизнеса, государственные программы «єОселя» и «єВідновлення», торги на бирже, назначение людей на государственную службу, государственные закупки, оформление отсрочек, рассмотрение части судебных дел, работа нотариусов и еще куча е-услуг в «Дії» и других государственных приложениях.

Атака на реестр прав собственности на недвижимость — что не так с реестром? Атака на реестр прав собственности на недвижимость — что не так с реестром?

Все эти на первый взгляд не связанные между собой процедуры объединены потребностью проверять базовую информацию о гражданах, бизнесе и недвижимом имуществе во время разных бюрократических операций. Если вы хотите осуществить какое-либо действие с компанией или ФЛП (например, выдать разрешение), то вам нужно проверить, существует ли эта компания, не закрыта ли она, имеет ли право кто-то от ее имени подписывать документы и т.п. Для проведения этих проверок реестры и системы «бегают» в «ЄДР». Если вы предоставляете административные услуги гражданам, это часто требует проверки наличия брака, родственных связей. Например, услуга «єМалятко» или оформление отсрочки для многодетных родителей нуждаются в данных из ГРАГС. Если же нужно сделать что-то с домом, например, подать заявление на «єВідновлення» после прилета ракеты, — это в ГРВП (Государственный реестр вещных прав).

Время атаки враг выбрал неслучайно. В течение определенного периода хакеры уже имели доступ к реестрам, поэтому явно выжидали удачный момент для удаления данных. В конце года в государственных органах происходит видимо-невидимо важных процессов, для которых прежде всего нужен «Єдиний державний реєстр» юридических лиц. Из самого главного — государственные закупки. Ведь если госорган не успевает до конца календарного года израсходовать средства, предусмотренные для него бюджетом, он их теряет. Поэтому традиционно конец декабря — время, когда разные государственные институты проводят много важных закупок, иногда на двузначные проценты своих годовых бюджетов. Соответственно, после атаки закупки остановились, потому что компании не могут участвовать в тендерах/других процедурах — все они требуют актуальной выписки из «ЄДР». Опять же, в условиях войны речь идет о важных тендерах Агентства оборонных закупок и Государственного оператора тыла. Хотя и гражданские сферы сильно пострадают (например медзакупки).

То есть о последствиях атаки можно писать долго, но это без преувеличения паралич цифровой системы страны, бюрократический коллапс государственных функций. И хотя виноваты россияне, но ответственность уже несем мы, восстанавливая реестры с «холодных» копий. Так, 30 декабря работу нескольких систем уже возобновили. Поэтому пришло время на холодную голову немного лучше оценить сложившуюся ситуацию. Она должна стать основой для рефлексии и поиска первопричин явно недостаточной защищенности государственных систем. Иначе подобное может произойти с другими ключевыми данными пенсионных, медицинских и социальных систем в Украине.