Гюндуз Мамедов
Анна Вишнякова Возможности и риски OSINT
Современное правосудие все больше опирается на цифровую криминалистику, одной из ведущих форм которой является OSINT — анализ открытых данных. То, что когда-то было прерогативой спецслужб или профессиональных журналистских расследований, теперь доступно широкому кругу пользователей онлайн-сети. В публичных источниках можно найти необходимые доказательства, сопоставить события и воссоздать ход преступления. Быстрый рост количества цифровых следов открывает новые возможности для разоблачения нарушений, вместе с тем приумножая риски, когда расследование может зайти в «тупик».
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Эффект домино: шесть законопроектов сферы правосудия, которые лишают Украину будущего
Бесспорно, инструменты OSINT пригодились правоохранительным органам. Но доступность открытых источников нередко создает иллюзию легкого успеха даже у простого гражданина. Каждый раз, когда аналитик нажимает «поиск», главным вопросом должно быть не только «что мы нашли?», а «насколько это достоверно?». Чтобы из набора цифровых следов образовалось надлежащее доказательство, нужна цепочка тщательной верификации: установление геолокации кадров, независимое подтверждение из нескольких источников, сопоставление фактов, а иногда и потребность в использовании инструментов сохранения интернет-данных, чтобы уберечься от исчезновения нужной информации. Без процедуры верификации данные рискуют превратиться в медийный шум или, что хуже, в основание для ошибочных обвинений. Даже правоохранители под давлением общества иногда спешат с выводами, забывая о презумпции невиновности.
Наконец, неосторожное обнародование фрагментов информации, в частности анкетных данных фигурантов уголовных производств, способно негативно повлиять на ход расследований и поставить под угрозу возможность привлечь их к ответственности. Фигуранты уголовных производств могут предпринимать превентивные шаги: скрывать, удалять или подменять данные об определенных событиях или лице (лицах) в случае, если заметили в сети собственное «офизичивание» и угрозы. Это мешает органам досудебного следствия находить сведения, необходимые для уголовного производства, например документы, место жительства, информацию о подразделениях вероятных преступников.
Материалы, раскрывающие лица фигурантов уголовных производств, подрывают доверие населения к правоохранительной системе Украины. Граждане часто уверены, что журналисты установили вероятного военного преступника, в то время как органы досудебного следствия кажутся неэффективными и фактически недееспособными. Но далеко не всегда журналисты и OSINT-аналитики правильно идентифицируют фигурантов из-за отсутствия полной картины и понимания обстоятельств преступлений.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ В Украине заработала служба дисциплинарных инспекторов Высшего совета правосудия
Показательной стала публикация о вероятном военном преступнике Чихабахе Дмитрии Анатолиевиче, которого журналистские расследования связывают с приказами о смертной казни украинских пленных. На момент выхода публикации официального сообщения о подозрении еще не было.
Преждевременное обнародование может превратить расследование в самоцель. Журналисты и OSINT-расследователи должны работать не для того, чтобы вызвать эмоции, а чтобы помочь осуществлению правосудия. Публичное обвинение до завершения официального расследования может серьезно усложнить доведение дела до суда, поскольку подозреваемый получает время и основания для уничтожения доказательств, смены места пребывания и т.п. Важно понимать, что сам собой факт публикации расследований не является чем-то плохим. Проблемой становится поспешное обнародование данных, которое может сорвать следствие. Установление причастности лица к определенному преступлению должно осуществляться в сотрудничестве с компетентными органами.
OSINT открывает двери для правды, но хаотичное использование этого метода может носить разрушительные последствия. Представление общества о справедливости формируется не всегда корректно: публикации о фигурантах расследований могут восприниматься как доказанные факты еще до того, как следователи смогут установить истину. В итоге — общественное давление на правоохранителей, часто с требованием немедленного наказания, даже без достаточных доказательств. Особенно это опасно в случаях военных преступлений, где разглашение определенных деталей без полного понимания контекста может повредить процессу правосудия.
В Украине международная уголовная юстиция уже доказала эффективность взаимодействия правоохранительных органов с неправительственными организациями. Правозащитные общественные организации, волонтерские OSINT-сообщества и расследовательские редакции собирают большинство доказательств военных преступлений в Крыму и на других оккупированных территориях, помогая правоохранительным органам. Коалиции журналистов и юристов картографируют перемещение военных колонн и идентифицируют отдельные подразделения, а потом передают технически и юридически верифицированные файлы в Офис генпрокурора и Международный уголовный суд.