Недавняя конференция в Джидде, посвященная мирному плану президента Владимира Зеленского из 10 пунктов, стала попыткой заручиться международной поддержкой для прекращения разрушительной войны в Украине путем переговоров. Предложение предполагает полный вывод российских войск и возобновление контроля Киева над своей суверенной территорией. Следующим важным шагом должен стать саммит мировых лидеров, на котором будет одобрена киевская формула урегулирования и усилено давление на Москву с целью прекращения войны.
«Этот новый подход Украины и ее западных союзников может постичь такая же горькая судьба, как и другие мирные предложения, предложенные Бразилией, Китаем и ЮАР. Однако присутствие делегации из Китая, ставшего крупнейшим стратегическим партнером России и ключевым экспортным рынком, а также из Индии – основного импортера российской сырой нефти – казалось, свидетельствовало о том, что наконец-то формируется глобальный консенсус относительно принципов, необходимых для урегулирования конфликта», — пишет в статье для Financial Times эксперт по российско-украинским отношениям Королевского колледжа Лондона Домицилла Саграмосо.
Она добавляет, что присутствие Китая, в частности, может быть признаком того, что важнейший союзник Владимира Путина хочет, чтобы он начал идти на уступки, необходимые для прекращения войны. Однако более вероятно, что Пекин пытается усилить свою роль в любых будущих переговорах. Давление на Россию, чтобы она изменила свой курс в войне, – это опасная игра. Если Путину придется пойти на компромисс и его власть ослабеет, Китай может потерять стратегического партнера. Кроме того, любое урегулирование по Украине рискует ослабить экономическую и дипломатическую зависимость Москвы от Пекина. Поэтому, по мнению Саграмосо, ставка на изменение китайской позиции кажется неразумной.
Большый вопрос состоит в том, пойдет ли на уступки Россия, которая не участвовала в переговорах в Джидде. Несмотря на официальное молчание Кремля, США, похоже, ведут неформальные переговоры с Москвой. Хотя не исключено, что российский президент может рассматривать возможность компромиссов, его планы удвоить оборонные расходы в 2023 году и увеличить максимальный призывной возраст свидетельствуют о другом.