ДИПЛОМАТИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ: ПУСТЯТ ЛИ ШВЕЦИЮ И ФИНЛЯНДИЮ В НАТО?

Состоявшиеся в четверг в Брюсселе турецко-шведско-финские переговоры показали, что все очень шатко и нет уверенности в том, что на июльском саммите организации в Вильнюсе Швеция и Финляндия одновременно станут новыми членами НАТО. В результате то, что могло быть простой формальностью, превращается в очередную проверку единства трансатлантической организации. И это вызывает радость России, делающей ставку на раскол между странами Запада и ослабление их политической, экономической и военной поддержки Украины.

Турция и Венгрия — последние из тридцати государств-членов Альянса, которые еще не одобрили в своих парламентах заявки от двух североевропейских стран. Будапешт, недовольный критикой Стокгольма и Хельсинки по вопросам верховенства права, тем не менее обещает провести голосование по заявкам в конце марта. Главным препятствием на пути к членству Стокгольма и Хельсинки в НАТО является позиция Анкары: Турция практически не имеет претензий к Финляндии, но отказывается одобрить заявку Швеции.

причина в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган пытается извлечь максимальную выгоду из этой ситуации и пытается «продать» свое согласие подороже: поскольку сторонники как РПК, так и личного врага Эрдогана Фетхуллаха Гюлена получили убежище в Швеции, которых турецкие власти считают террористами, Анкара требует их экстрадиции. В Турции тоже хотят, чтобы США разблокировали продажу большего количества истребителей F-16.

Для решения проблемы шведы и финны, находящиеся в одной связке, минувшим летом подписали с турками меморандум, включающий обязательства Стокгольма и Хельсинки по борьбе с террористическими организациями и снятию блокады экспорта оружия в Анкару. В то же время власти Турции отмечают, что, хотя шведские власти изменили свое антитеррористическое законодательство, в этой стране «пособники террористов продолжают беспрепятственно действовать.

После того, как крайне правый датский политик Расмус Палудан в январе сжег Коран возле посольства Турции в Стокгольме, Турция приостановила трехсторонние переговоры со Швецией и Финляндией, заявив, что в переговорах нет смысла. Позже появилась информация о связях Палудана с Россией: оказалось, что разрешение на проведение акции оплатил шведский журналист Чанг Фрик, ранее сотрудничавший с российским телеканалом RT.

Ситуация с задержкой решения по Швеции вызывает озабоченность в Хельсинки. А сегодня в Финляндии подумывают вступить в НАТО без своего старого союзника. Учитывая, что Финляндия имеет протяженную сухопутную границу с Россией, а Кремль настроен на конфронтацию с Западом, финны заинтересованы в укреплении своей обороноспособности — культивируемая десятилетиями политика «финляндизации» не означает, что финны забыли Зимняя война и ее итоги.

Тем временем в Стокгольме растет недовольство, куда не хотят идти на поводу у Анкары. Во-первых, выглядит издевательством над государством с сильными авторитарными тенденциями диктовать условия вступления в Альянс стране с устойчивыми демократическими традициями. Во-вторых, уступки, которых требует Турция, неприемлемы для шведского общества. В-третьих, шведов раздражает бессилие Альянса: заинтересованный в укреплении своего северного фланга и превращении Балтийского моря во внутреннее море НАТО, он до сих пор не может решить внутреннюю проблему, убедив одного из своих членов.

Прошедшая в Брюсселе трехсторонняя встреча показала, что позиция Турции в отношении Швеции пока не изменилась: представитель Эрдогана Ибрагим Калин заявил, что Анкара согласится на вступление двух североевропейских стран в НАТО только в случае полного выполнения условий трехстороннего меморандума. Впрочем, ситуация не выглядит слишком пессимистичной — у Стокгольма есть шанс, что турецкий парламент одобрит заявку до начала саммита НАТО в Вильнюсе, который состоится 11 июля. Многое зависит от результатов парламентских и президентских выборов в Турции, намеченных на 14 мая.

Реджеп Тайип Эрдоган находится у власти уже двадцать лет. После разрушительного землетрясения на юге страны, когда погибло более 46 тысяч человек, упали рейтинги президента и правящей Партии справедливости и развития. Во-первых, турки возмущались плохой организацией властями спасения пострадавших от землетрясения. Во-вторых, турецкое общество справедливо ставит вопрос о ответственности власти за то, что жилые здания, построенные в сейсмоопасном регионе, оказались неустойчивыми к подземным толчкам.

Ожидается, что в случае победы оппозиции на президентских и парламентских выборах Анкара быстро снимет свои возражения против вступления Швеции в НАТО. Но даже если Эрдоган снова победит (а такая вероятность велика, учитывая, что оппозиция выбрала лидера своим кандидатом на президентских выборах Республиканской народной партии Кемаля Кылычдароглу, имеющего высокий антирейтинг), также отпадет необходимость паразитировать на антизападной и антишведской риторике, а турецкий президент, передумав на пощаду, вполне может передумать.

И эксперты, и представители Альянса ожидают, что Анкара либо полностью откажется от своих возражений, либо, по крайней мере, выдвинет более реальные условия снятия вето со «шведского вопроса». Например, он перестанет требовать от Стокгольма выдачи лиц, которых турецкие власти считают террористами. Но чтобы «продать» турецкому электорату изменение позиции Турции по отношению к Швеции, Эрдоган должен продемонстрировать хоть какие-то успехи. Хотя этот успех символичен.

И хотя Эрдоган вряд ли изменит свою позицию до 14 мая, в этой ситуации Стокгольм успешно применил инструмент «дипломатии землетрясений», выделил экономическую помощь и отправил в Турцию палатки для временного расселения людей, средства на отопление, воду, гигиену предметы. Поэтому не исключено, что оптимизм генсека НАТО Йенса Столтенберга, недавно объявившего, что Финляндия и Швеция могут вступить в НАТО уже в июле, более чем оправдан.