С начала войны и по сей день весь процесс создания «плана Маршалла» для Украины характеризуется дефицитом идей и отсутствием консолидации. Поэтому в вопросах экономики власть и наши международные партнеры предпочли плыть по течению. Сейчас до сих пор непонятно, какую экономику мы строим, хотя деньги на проекты восстановления идут полным ходом. При отсутствии стратегии мы в лучшем случае получим довоенную экономику, только в меньшем масштабе, а в худшем — и этого не будет. К следующей конференции восстановления, на этот раз в Берлине, у нас есть примерно полгода. Готовимся ли мы?
ZN.UA спросило у Минэкономики, Минцифры, Госагентства восстановления, Мининфраструктуры об их видении развития Украины в будущем. Почти никто не ответил вовремя. А ответы — хватайся за голову…
Последнюю Национальную экономическую стратегию Украины до 2030 года разработал Кабмин в 2021-м. То есть за год до полномасштабной войны. Никаких изменений в нее с того времени не вносили. Де-юре стратегия должна определять приоритеты для экономического развития страны, ориентиры для бюджетной, налоговой, инвестиционной и внешней политики, строить стратегии разных секторов экономики и прочее. Де-факто на стратегии никто никогда не обращал внимания. Отсутствие понимания необходимости как наличия, так и выполнения стратегических задач — наша основная проблема.
Проектное мышление, вполне эффективное в микроменеджменте, на уровне государства пагубно, потому что проекты должны хотя бы не противоречить друг другу, а желательно — дополнять. У нас еще хуже, наши проекты — это прожекты.
Так что, как ни досадно, Украина пока не претендует на экономический прорыв и построение страны с шестым технологическим укладом. А результаты двух предыдущих конференций по восстановлению Украины (сначала в швейцарском Лугано, а потом в Лондоне) свидетельствуют не только о дефиците жизнеспособных идей или отсутствии понимания места Украины в ЕС и мировой экономике, но и о нехватке консолидации между разными сторонами процесса и готовности работать на результат.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Восстановление Украины: амбиция против потенции
Более того, активность начала снижаться уже после первой же конференции. «Для конференции в Лугано привлекли нереально большое количество экспертов, как украинских, так и иностранных. А финальный документ составлял 2400 страниц. Он должен был перезагрузить все стратегические документы. К сожалению, продолжения не последовало. Совет по восстановлению так ни разу и не собрался. Мы в Минэкономики просто интегрировали часть разработок в свой стратплан. Другие министерства и ведомства действовали по-разному», — рассказал ZN.UA непосредственный участник этих конференций.
Конференция в Лондоне диссонанс усилила: Минэкономики презентовало проект новой экономической стратегии Украины, который учитывал отраслевое развитие и должен был стать основой для остальных стратегических документов. Но свое видение представили и другие участники от нашего правительства. Оказалось, что даже при общих (и очень скромных) приоритетах у каждого свое видение будущего развития. Прожектное видение. На уровне: мы хотим строить зернохранилища, мы — водопровод, а наш приоритет — вообще зеленая металлургия.