ДЕБАТЫ ТРАМП—ХАРРИС. УКРАИНЕ ТЕПЕРЬ НАДО РАБОТАТЬ НА ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Алена Гетьманчук Алена Гетьманчук

После выхода из предвыборных гонок Джо Байдена в придачу к одному достаточно непредсказуемому кандидату в американской президентской гонке добавился еще один недостаточно известный. Причем не только для Украины или мира в целом, но и для самих Соединенных Штатов. Из-за продолжительного и, казалось бы, комфортного для Камалы Харрис пребывания в тени президента Байдена почти треть американских избирателей накануне предвыборных дебатов признавались, что требуют больше информации о ней.

Потребность понять, кто такая Камала Харрис, каково ее мировоззрение, чем она отличается от Байдена, насколько она способна проявить лидерство, необходимое для президента США, обострилась. Особенно сейчас, когда первая волна восторга, рожденная, по моему мнению, больше фактом снятия Байдена, чем номинацией Камалы, начала спадать и Америка перешла к финальной стадии избирательной гонки. Как результат, преимущество Харрис в самых важных для победы штатах (так называемых swing states), которое фиксировалось месяц назад, накануне дебатов почти девальвировалось, а шансы обоих политиков на победу накануне дебатов фактически сравнялись.

Харрис хочет провести вторые дебаты с Трампом Харрис хочет провести вторые дебаты с Трампом

Вряд ли под влиянием дебатов эти цифры кардинально изменятся до самого дня голосования: уровень поляризации в американском обществе настолько значителен, что кампания с существенным преимуществом одного кандидата априори выглядит маловероятной, а риск, что результаты выборов оспорят, особенно со стороны Дональда Трампа, — высоким.

Так или иначе, для Харрис предвыборные дебаты должны были стать прежде всего возможностью представить себя как потенциального будущего президента США, наверстав одновременно недостаток осведомленности как о ее позициях по ключевым для американцев вопросам, так и о ее жизненной истории. И эта презентация должна была состояться в очень некомфортном формате — во время ее первого в жизни личного общения с Дональдом Трампом.

Харрис была не первой женщиной-кандидатом, участвовавшей в изнурительном политическом спарринге с любителем «альтернативных фактов» и персональных оскорблений Трампом. До нее это уже делала Хиллари Клинтон. Но, в отличие от Харрис, на момент дебатов избиратели знали Клинтон слишком хорошо и прекрасно понимали ее сильные и слабые стороны.