«ДА», КОТОРОЕ МОЖЕТ СТАТЬ САМЫМ ВЕСОМЫМ РЕШЕНИЕМ ВОЙНЫ: КАК БАЙДЕНА УГОВОРИЛИ ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА УДАРЫ ПО РФ ИЗ АМЕРИКАНСКОГО ОРУЖИЯ

Издание Politico о том, как принималось решение относительно частичного снятия ограничений на удары по территории РФ.

В начале мая, когда российская артиллерия начала накапливаться на севере Харьковской области, украинский президент Владимир Зеленский сделал то, что делал много раз до сих пор: попросил президента Джо Байдена изменить свое мнение по поводу того, как далеко он может зайти, чтобы помочь Киеву.

Не единожды после вторжения России в 2022 году Зеленский и другие успешно заставляли Байдена перейти от «нет» к «да», в вопросах касавшихся отправки ракет, танков или истребителей.

Но этот последний запрос был, вероятно, еще более смелым: более двух лет Вашингтон предостерегал Украину от использования предоставленного США оружия для поражения целей в России, поскольку это может вызвать эскалацию напряженности между двумя сверхдержавами.

Тем не менее, на этой неделе Зеленский в конце концов добился успеха благодаря коалиции законодателей и высокопоставленных чиновников в Вашингтоне и Киеве, использовавших отчаянную ситуацию в Харькове, чтобы заставить Байдена отменить свои ограничения.

Издание Politico пообщалось с 18 высокопоставленными чиновниками и законодателями США, Украины и Европы, большинство из которых на условиях анонимности согласились рассказать о конфиденциальных дипломатических разговорах, заставивших советника по национальной безопасности Джейка Салливана и президента США Джо Байдена согласиться на то, что может стать важнейшим  «да» войны.

Наступление России на Харьков

Захват Харькова является  для России большой возможностью для нанесения значительных ударов по позициям Украины на земле и перспективам для захвата других важных территорий на востоке Украины. Это также подорвало бы ставку Байдена на Киев, который он поддержал оружием и другой помощью на миллиарды долларов.

Еще до начала наступления на Харьков официальные лица Пентагона и Европейского командования США в Рамштайне были обеспокоены позицией Украины на поле боя. Министерство обороны США не могло передать крайне необходимое оружие Киеву с декабря: с тех пор, как у него закончились средства для пополнения собственных запасов, а Конгресс месяцами медлил с принятием нового финансирования. В результате у украинских военных на передовой быстро заканчивались боеприпасы и противовоздушная оборона.

Министр обороны Ллойд Остин и его команда с тревогой наблюдали за тем, как российские войска начали продвигаться на поле боя и в середине апреля начали скапливаться на российской стороне границы вблизи Харькова. Остин и его команда опасались, что Москва может захватить город.

Как рассказал источник в Минобороны, глава Пентагона начал обсуждать со своей командой военную целесообразность предоставления украинцам разрешения атаковать российские объекты через границу, чтобы защищаться от атак Москвы в Харьковской области.

В то время как в Вашингтоне рос консенсус по поводу того, что Украине необходимо разрешить бить вглубь  России, один из самых преданных адвокатов администрации Киева в войне с Москвой приехал в Украину.

В марте Майкл Карпентер, бывший представитель США в Организации по сотрудничеству в сфере безопасности в Европе со штаб квартирой в Вене, начал работу в Совете национальной безопасности в качестве директора по Европе в Совете национальной безопасности США. Его отношения с Киевом основываются, в частности, на его опыте встреч с людьми, выжившими во время резни в Буче 2022 года.

Он приехал в Киев на встречу с Зеленским и его помощниками 13 мая – через три дня после начала российского наступления на Харьков. Сообщения Киева были четкими: необходимо  немедленно снять ограничения на вооружение США. Более четырех тысяч человек эвакуировались из Харькова, однако несколько мирных жителей уже были убиты в боях — и число погибших росло.