Виталий Кононученко
Украина входит в четвертый год полномасштабной войны с Россией. Наверное, три года назад, в конце февраля 2022-го, прогнозировать такой срок противостояния могли лишь единицы самых отчаянных украинцев. За минувшие три года война неоднократно менялась, обрастая новыми тактиками, методами, технологиями и стратегией.
В течение этих трех лет украинские и российские силы постоянно старались превзойти другую сторону: новые технологии были направлены на получение как тактического, так и стратегического преимущества. «Мангалы» на российской технике, которые так высмеивали украинцы в начале войны, после появления FPV-дронов стали обычным делом и для украинской техники. Против разведывательных дронов появились зенитные БПЛА, против FPV — РЭБ на всех возможных частотах.
Но ярче всего демонстрирует постоянное совершенствование сторон тактика использования морских дронов. В течение 2023-го и в начале 2024 года благодаря им Украина уничтожила до десятка разных российских кораблей: от больших десантных до тральщиков и буксиров. Тактика противодействия, выработанная врагом, предусматривала постоянное патрулирование вод близ Крыма с помощью десятков вертолетов с тепловизионными приборами и специальными РЛС.
Getty Images
Украина не медлила: почти сразу конструкторы дронов Magura и Sea Baby начали экспериментировать с установкой на беспилотники противовоздушных ракет. И это дало результат — как минимум два подтвержденных сбития вертолетов и еще несколько неподтвержденных. Но главное здесь то, что такой дрон может нести на себе не только ракеты «воздух—воздух», но и несколько FPV-дронов на оптоволокне. Именно они уничтожили российскую систему ПВО «Панцирь-С1» на Херсонщине, в 45 километрах от линии фронта. Кто мог бы предсказать нечто подобное в феврале 2022-го?
Но далеко не во всех случаях получить преимущество удавалось именно нам. В Донецкой области только за прошлый год были оккупированы семь городов и больше пятидесяти сел и поселков. Также нельзя не упомянуть об использовании врагом дронов на оптоволокне — технологии, которая, по подсчетам западных аналитиков, уничтожает до десяти единиц техники Сил обороны за сутки. Это угроза, с которой у нас не получается результативно бороться до сих пор.
Постоянный рост и смена доминирования сторон стало основным фактором, из-за которого боевые действия держат относительно ровную динамику и не дают возможности ни одной из сторон переходить в наступление стратегического масштаба. Я пообщался с несколькими командирами батальонного и ротного уровней, которые защищают нашу страну на самых горячих направлениях. Они подытожили предыдущие годы войны и попытались сформулировать объективный прогноз военных действий четвертого года, который начинается сегодня.
Замечу: здесь речь пойдет не о политической составляющей, а именно о фронте и сценариях развития событий на нем. Основные вопросы, которые были поставлены, касались главных проблем и вызовов для украинских подразделений и прогноза возможных событий непосредственно на линии столкновения.