Украине не удалось убедить НАТО открыть ей путь в Альянс.
Президент Джо Байден получил от саммита НАТО почти все, что хотел. Президент Украины Владимир Зеленский потянулся к звездам и луне, обеспечив постоянный канал вооружений далеко в будущее от стран G7, но не смог обеспечить гарантии коллективной обороны, которые обеспечило бы членство в НАТО, пишет Стивен Коллинсон в аналитической статье для CNN.
Россия осознала свою стратегическую и военную неудачу, но, безусловно, увидит в институционализации поддержки Украины подтверждение своих подозрений в отношении Запада.
Встреча, организованная бывшим вассалом СССР, чей статус в НАТО обеспечил свободу, независимость и процветание, к которым Зеленский стремится для своей страны, была омрачена страданиями украинского народа.
«То, как они действуют, напоминает что-то из 14-го века», — сказал Байден, прищурив глаза, с недоверием наблюдая за нападениями русских на мирных жителей.
Зеленский, приехавший на саммит в качестве гостя, был разочарован нежеланием альянса назвать ему сроки членства в НАТО, но в трогательных комментариях о Байдене упомянул контекст американской и западной помощи.
«Вы тратите эти деньги на нашу жизнь. И я думаю, что мы спасаем жизни для Европы и всего мира», — сказал Зеленский Байдену.
Чего достиг саммит
Саммит завершился в среду совместным заявлением лидеров G7 по обсуждению долгосрочных двусторонних обязательств по безопасности Украины, развитию наземной, морской и противовоздушной обороны для сдерживания будущих атак России. Этот шаг является временной попыткой подготовить Украину к тому моменту, когда она сможет вступить в НАТО и воспользоваться принципом «нападение на одного — это нападение на всех», которым пользуются ее члены — момент, который Альянс еще не определил.
Зеленский прибыл на саммит и назвал неспособность блока предложить сроки абсурдом. Однако Байден настаивал на том, что предоставление членства будет означать, что страны НАТО будут вынуждены начать войну с Россией, катастрофической эскалации, которой он отчаянно пытался избежать.
И хотя лидеры облегчили путь возможному членству Украины, они отложили судьбоносное геополитическое решение, возможно, для своих преемников, заявив, что Киев все еще должен выполнить экономические и политические условия членства.
Еще одним знаковым моментом на саммите стала внезапная отмена Турцией своего вето на членство Швеции, которая станет 32-м членом альянса, после нескольких месяцев закулисной дипломатии администрации Байдена за рубежом и в Конгрессе США.
Позже в среду президент должен объявить о расширении Североатлантического союза после вторжения в Украину, что является важной частью его наследия, во время визита в Финляндию, которая также недавно стала членом НАТО. Два скандинавских соседа отмахнулись от десятилетий жизни в тени Москвы, чтобы подать заявку на членство в НАТО, чувствуя угрозу из-за попыток Путина переписать карту Европы после холодной войны. Вступление Финляндии показывает, что вторжение имело неприятные последствия для Путина на более широкой континентальной арене, поставив НАТО на сотни километров границы с Россией.
Как Байден контролировал саммит
Байден, самый важный лидер НАТО, вышел на саммит, полный решимости сохранить баланс, усилив поддержку Западом борьбы Украины за существование и избежав войны с Россией, ядерной сверхдержавой. Ему также нужно было напомнить американцам, почему налогоплательщики должны продолжать отдавать Киеву миллиарды долларов, что становится предметом предвыборной кампании 2024 года. И перед отъездом из Литвы он предупредил Путина, что саммит является доказательством того, что западный альянс не поколеблется.
«Когда Путин из-за своей жажды земли и власти начал свою жестокую войну против Украины, он поставил на то, что НАТО развалится… он считал, что наше единство будет сломлено при первом же испытании. Он считал, что демократические лидеры будут слабыми. Но он просчитался», — сказал Байден в своем выступлении в Вильнюсском университете.
Перед отъездом президент США заявил в интервью CNN, что членство Украины сейчас невозможно, учитывая войну с Россией. Но он также сказал Зеленскому в среду, что понимает, какими ужасными могут казаться условия на Западе, учитывая ужасы, происходящие в Украине.
«Я могу только представить ваше разочарование», — сказал Байден.
вовлечение стран «большой семерки» в постоянный приток оружия в Украину было творческим решением для удовлетворения их будущих потребностей при преодолении ограничений, связанных с более тесными отношениями между Киевом и НАТО. В случае реализации эта договоренность могла бы эффективно превратить Украину в вооруженный Западом авангард, который, возможно, формально не входит в НАТО, но все равно будет в центре ее передовых позиций в Европе. Уверенность, которую дает перспектива долгосрочных оборонных закупок, может стимулировать расширение оборонной промышленности в Европе и США и смягчить кризис с поставками в Украину достаточного количества боеприпасов.
По иронии судьбы G7 была G8 до тех пор, пока Россию не выгнали из группы из-за вторжения в Крым в 2014 году, а теперь это будет организация, которая в будущем может превратить Украину в современное оборонное государство.
Соглашение G7 также в некоторой степени закрепляет приверженность лидеров США и их союзников Украине в ближайшие годы и затрудняет изменение политики Байдена. Украина должна быть обеспокоена тем, что потенциальный будущий президент США Дональд Трамп может снизить поддержку страны со стороны США.
Бывший вице-президент Трампа Майк Пенс, например, предупредил во вторник на канале CNN, что обещание его бывшего босса закончить войну за 24 часа может быть выполнено, только если дать Владимиру Путину то, что он хочет.
Хотя критики могут жаловаться на то, что администрация делает слишком мало для помощи Украине — или слишком много, по мнению некоторых консерваторов, — саммит подчеркнул комфортное положение Байдена на мировой арене, даже если это не отражает его рейтинги одобрения.
Решение 80-летнего президента пропустить ужин лидеров во вторник снова привлекло внимание к его преклонному возрасту, что является актуальной проблемой на президентских выборах 2024 года.
Однако модерация саммита президентом для достижения американских целей показала значительное дипломатическое мастерство и скрытые разногласия — особенно по поводу Швеции и желания некоторых восточноевропейских членов предложить Украине более быстрый путь к членству.
Его опыт на Капитолийском холме и избрание бывшего сенатора-республиканца Джеффа Флейка послом США в Анкаре, который работал над преодолением опасений Конгресса по поводу продажи Турции истребителей F-16, могут стать ключом к вступлению Швеции в НАТО. Понимание президентом политических сил, влияющих на других лидеров, также проявилось, когда он дважды публично похвалил премьер-министра Японии Фумио Кисида за подписание программы помощи Украине G7.
Еще до своего возвращения он получил хорошие новости из дома: рост инфляции в США в июне замедлился до 3%, что укрепило его надежды на нейтрализацию «биденфляционной» атаки Республиканской партии».
Украина одержала незначительную победу
Зеленский ворвался в Вильнюс в типичном стиле, используя моральное давление и давление СМИ, чтобы заставить лидеров НАТО выполнить свои обещания. Его тон, возможно, оскорбил иностранных лидеров, которые сталкиваются с проблемами финансирования украинского сопротивления внутри страны.
Однако рвение Зеленского можно понять, поскольку ему нужно успокоить не только эмоциональный электорат. Его войска участвуют в кровавых битвах, где боевой дух имеет решающее значение, а давно запланированное наступление продвигается медленнее, чем предполагалось.
Нападению подвергаются и мирные жители. Например, в среду Россия отметила саммит НАТО авиаударами в Киевской области.
Однако тактика Зеленского, направленная на высокие цели и выжимание всего возможного из Запада, вероятно, снова сработала в форме повестки G7.
Возможность вспышки из-за того, что НАТО готово предложить Украине, привела к напряженному разговору между советником Байдена по национальной безопасности Джейком Салливаном и украинской активисткой Дарьей Каленюк в Вильнюсе.
«Посоветуйте, пожалуйста, что сказать вашему сыну? Что президент Байден и НАТО не пригласили Украину в НАТО, потому что боятся России? — спросил Каленюк.
Салливан, со своей стороны, ответил, что американцы заслуживают благодарности за поддержку Украины, и снял вопрос о мотивах Байдена.