«ЭТО ЯВНО ПРОТИВОРЕЧИТ ИНТЕРЕСАМ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ»: ЭКСПЕРТ НАЗВАЛ РИСКИ «НАЛОГА НА ПОСЫЛКИ»

Предложенный Минфином законопроект о внедрении так называемого «налога на посылки» можно назвать худшей моделью взыскания НДС, где уплата налога возлагается непосредственно на физлицо в ходе растаможки товара.

Об этом заявил Олег Пендзин, эксперт Экономического дискуссионного клуба, комментируя в своем блоге законопроект №11416.

Как известно, Минфин предлагает снизить необлагаемый предел на международные посылки от физлица до физлица со 150 до 45 евро, а для посылок украинцам из зарубежных интернет-магазинов и маркет-плейсов правительственные чиновники предлагают не облагаемый налогом порог в 0 евро и все получатели будут платить НДС.

Инициатива вызвала критику в экспертной , среди волонтеров и операторов рынка международных почтовых отправлений.

«Это явно противоречит интересам простых людей и подвергает их очевидным серьезным рискам. Основная масса украинцев даже не знает, какие налоги исчисляются из их заработных плат, а ставка НДС для большинства людей — загадка. Уплата налога с использованием реквизитов фискальной службы за IBAN — еще один непростой вызов для большинства людей, как и необходимость длительного многолетнего хранения квитанции о совершенном платеже на случай, если налоговый его «потерял», а человек должен доказать уплату. Хорошо, если дело не дойдет до ареста счетов человека за неуплаченный НДС на несколько сот гривен» , – указывает эксперт.

По его словам, правительство «выбрало довольно странный механизм с точки зрения наполнения бюджета, администрирование этих налогов граничит с абсурдом и фантастикой, а авторы законопроекта не посчитали, сколько принесет бюджету ручная проверка десятков миллионов почтовых пакетиков. Зато совершенно очевидно, что для контроля за ними содержанием и перемещением через границу понадобится пополнение армии чиновников на таможне и налоговой».

Детенизация экономики стала бы гораздо более эффективным источником налоговых поступлений на сотни миллиардов.

Экономист указывает на очевидные сложности оценки содержания посылок: «Трудно даже представить, как таможня или налоговая будут проверять почтовые отправления для определения их стоимости и расчета налогов. Допустим, родственники из ЕС отправляют украинской семье детскую одежду, из которой их чадо уже выросло. Или какой-то мелкий, но полезный товар. Сколько может стоить такая посылка? Фактически она ничего не стоит, ведь эта детская б/у одежда могла быть выброшена или бесплатно передана на благотворительность во Франции, Германии или Польше. Даже сложно представить, как таможенник с фискалом раскрывают посылку с этим товаром и копаются в нем для оценки, стоимости и суммы налога. Как они посчитают стоимость? Это вообще тайна. А получатель еще должен доказать налоговику с фискалом, что эти детские вещи, которые выглядят как новые, не предназначены для продажи — потому что в таком случае будут действовать совсем другие условия налогообложения. Здесь уже «светит» статья об уклонении от уплаты налогов и махинации с таможенным оформлением», — пояснил Пендзин практические последствия появления «налога на посылки».

Он видит огромные риски, ведь чиновникам-проверяющим откроется широкое окно возможностей для коррупционных злоупотреблений, а таможенную и фискальную систему ждет сложное испытание — она не справится с обработкой десятков миллионов мелких грузов.