Екатерина Щеткина Почему украинцы не против выселения УПЦ МП из храмов-музеев
Когда видишь, как заповедник и Минкульт при поддержке правоохранителей и определенного типа гражданских активистов буквально одну за другой «отвоевывают» территорию Киево-Печерской Лавры, создается впечатление, что ты наблюдаешь знаменитый фильм, только наоборот. Здания Лавры снова с борьбой движутся – только теперь не из заповедника в храм, как двадцать лет назад, а наоборот – из храма в заповедник. И это тоже не первый эпизод «перетягивания каната между храмами». История Церкви в Украине похожа на качели – то и дело возвращается к исходной точке. Он словно ждет, что мы наконец что-то поймем, а может быть, даже исправим.
Из музеев — в церкви
История нынешнего конфликта вокруг Киево-Печерской Лавры началась не вчера. Первые серии этого сериала теряются за горизонтом исторических событий. Напомню вам итоги прошлого сезона.
Независимая Украина, среди прочего наследия СССР, унаследовала последствия атеистической политики. Церковь возродилась, вышла из укрытия и кое-где пережила настоящий бум популярности. Она приобрела огромное влияние в обществе, а вместе с ним и заметный политический вес. На этом фоне она стремилась вернуть утраченные в период воинствующего атеизма активы – и ей это вполне удалось. Особенно после того, как президент Кучма в 2002 году подписал указ о возвращении церковного имущества.
Процесс реституции был далеко не простым и безоблачным. Помещения церквей и монастырей большей частью не пустовали. Чтобы передать их церкви, необходимо было переселить (часто «в никуда») культурные или социальные учреждения, и без того переживавшие тяжелые времена. Где-то пришлось «выкинуть» больницу, где-то туберкулезный санаторий, где-то музыкальную школу.