Юрий Щуклин
В ходе войны Россия хочет подорвать возможности Украины как экспортера сельскохозяйственной продукции, пытается заменить украинские позиции на мировых рынках своей продукцией и получить влияние взамен утраченных на рынке энергоресурсов. В то же время украинская и европейская политика в отношении украинского сельскохозяйственного экспорта ориентирована на прибыльность обслуживания доступа фермеров к рынкам. Как предотвратить российское продовольственное вымогательство и не дать Украине потерять сельскохозяйственные рынки?
Чем хуже логистика, тем она дороже
В чем главная проблема украинского аграрного экспорта? Нет, это не физическая недоступность доступа к рынкам, а система экономических отношений, которая не стимулирует ликвидировать сложность доступа к рынкам для фермеров.
Следствием этого являются угрозы продолжению экспорта зерна и масличных культур из Украины из-за приостановки зернового коридора, ракетных ударов по портам и угроз России атаковать торговые суда в Черном море. А причина в том, что за 18 месяцев войны у частных и государственных заинтересованных сторон в Украине и ЕС не было необходимости создавать по-настоящему конкурентоспособные альтернативные логистические маршруты, объемы поглощения и цены которых соответствовали бы параметрам черноморской логистики. Потому что чем меньше логистических маршрутов и меньше их пропускная способность, тем выше спрос на транспорт и, как следствие, выше доходы экономических операторов, обслуживающих доступ украинских аграриев на рынки. И наоборот: чем больше экспортных маршрутов, тем дешевле логистика на каждом этапе (стоимость вагона, перевалки и т д.), поскольку владельцы этих ресурсов вынуждены конкурировать за груз.
Украина начала экспортировать зерно через Хорватию
В Украине сложилась система экономических отношений, при которой торговцы конкурируют с сельхозпроизводителями за доступ к рынкам посредством закупок в цепочке поставок. Такие условия сложились из-за монопольного и непрозрачного управления грузовыми перевозками со стороны «Укрзализныци.
Государственный перевозчик совмещает функции администратора рынка и оператора коммерческого вагонного парка и владеет данными, которыми не располагает ни один другой участник рынка: количество задействованных в перевозке вагонов, заполняемость и мощность инфраструктуры. Это дает возможность поддерживать состояние постоянного неудовлетворенного спроса со стороны фермеров на транспорт и особенно стимулировать дефицит вагонов и дальнейшее распределение собственного парка вагонов на аукционах.
В этих аукционах могут участвовать посредники, которые не являются ни производителями, ни владельцами сельскохозяйственных грузов. Они сознательно играют на повышение цен и закупают автомобили для последующей перепродажи сельхозпроизводителям.