РОССИЯ ПЕРЕЖИВАЕТ БЕЗУМНЫЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС, А ДАЛЬШЕ БУДЕТ ХУЖЕ — THE ECONOMIST

В России разворачивается демографическая трагедия. За последние три года страна потеряла примерно на 2 миллиона человек больше, чем обычно: в результате войн, болезней и массового бегства, пишет The Economist.

Продолжительность жизни российских мужчин в возрасте 15 лет упала почти на пять лет, до уровня Гаити. Родившихся в апреле 2022 года россиян было не больше, чем в месяцы нацистской оккупации. Кроме того, многие мужчины призывного возраста умерли или покинули страну, поэтому сейчас женщин как минимум на 10 миллионов больше, чем мужчин.

Война не единственная и не главная причина этих проблем, но она их усугубила. По западным оценкам, за последний год было убито или ранено 175-200 тысяч российских солдат (данные самой России ниже). Где-то от 500 000 до 1 миллиона, в основном молодые образованные люди, бежали за границу, чтобы избежать мясорубки. Даже если бы в России не было других демографических проблем, очень больно терять столько людей за такой короткий срок. На самом деле потери в войне еще больше обременяют и без того сокращающееся больное население. Возможно, Россия входит в фатальный цикл демографического спада.

Корни кризиса в России уходят в события 30-летней давности. Страна достигла своего пика численности населения в 1994 году, когда проживало 149 миллионов человек. С тех пор общая сумма снижалась зигзагообразным образом. В 2021 году их было 145 миллионов человек (эта цифра от ООН и не включает 2,4 миллиона жителей Крыма, который Россия захватила в 2014 году). По прогнозам той же ООН, при сохранении нынешних тенденций население России через 50 лет может составить лишь 120 миллионов человек. И это сделает Россию с шестого места в мире по численности населения в 1994 году только на 15-е.

По словам независимого демографа Алексея Ракши, ранее работавшего в Госстате, число зарегистрированных рождений в апреле 2022 года было самым низким с XVIII века, если смотреть только на мирное время.

Сокращение численности населения характерно не только для России: в большинстве посткоммунистических государств наблюдалось сокращение, хотя и не столь значительное. Их снижение было медленным, контролируемым снижением. Население России резко сократилось в последние десятилетия, затем частично восстановилось после 2007 года благодаря периоду высокой иммиграции и более щедрым алиментам, но в конечном итоге возобновило сокращение.

По данным Нацстатслужбы, население страны в целом за 2020 и 2021 годы сократилось на 1,3 млн человек, а смертность превысила рождаемость на 1,7 млн ​​человек.

Более всего уменьшилось количество этнических россиян, численность которых, согласно переписи 2021 года, за два года сократилась на 5,4 миллиона. Их доля упала с 78 до 72%. Вот вам и хвастовство Путина о расширении «Русского мира».

Все это началось еще до войны и является отражением страшной пандемии ковида в России. Официальное число погибших от этой болезни составило 388 091 человек, что является относительно низким показателем. Однако The Economist оценивает общее число дополнительных смертей в 2020-2023 годах в пределах от 1,2 до 1,6 млн. Это сопоставимо с числом смертей в Китае и США, где население намного больше. Не исключено, что в России уровень смертности от ковида был самым высоким после Индии — 850-1100 смертей на 100 тысяч населения.

Прибавляя число погибших от пандемии к жертвам войны и мобилизационным беженцам, Россия потеряла от 1,9 до 2,8 млн человек в 2020-2023 годах, помимо традиционного демографического спада. Это даже хуже, чем в начале 2000-х, когда население сокращалось примерно на полмиллиона в год.

Что это означает для будущего России? Следует помнить, что демография не всегда является суждением, и что в середине 2010 года России действительно удалось остановить падение. Как показывает военная мобилизация в России, влияние демографических изменений часто бывает комплексным. Сокращение числа этнических русских призывного возраста, увеличившееся с 18-27 до 21-30 лет, усложнит предстоящий весенний призыв, который начинается в апреле. Это ляжет еще большим бременем на молодых мужчин в нерусских регионах, таких как Дагестан, где уже вспыхнули протесты. Это также может помешать планам Кремля увеличить численность вооруженных сил на 350 000 человек в течение следующих трех лет. С другой стороны, нет никаких признаков того, что в России не хватает молодежи, которой можно было бы пожертвовать в кровавой войне.

Общий эффект демографического спада будет заключаться в том, что Россия резко изменится в худшую сторону. Большинству стран, переживших убыль населения, удалось избежать крупных социальных потрясений. В России все может быть иначе. Население сокращается очень быстро и к середине века может сократиться до 130 миллионов человек. Кроме того, ожидаемая продолжительность жизни российских мужчин упала с 68,8 лет в 2019 году до 64,2 лет в 2021 году частично из-за ковида, частично из-за болезней, связанных с алкоголем. Теперь российские мужчины умирают на шесть лет раньше, чем мужчины в Бангладеш, и на 18 лет раньше, чем мужчины в Японии.

Поэтому Россия может не достичь того, что позволяет другим странам быть процветающими и старыми одновременно: высокого и возрастающего уровня образования. Николас Эберштадт, демограф из Американского института предпринимательства в Вашингтоне, утверждает, что страна представляет собой странную смесь смертности третьего мира и образования первого мира. В России одни из самых высоких уровней образования среди людей старше 25 лет в мире. Однако эмиграция хорошо образованной молодежи нивелирует это преимущество. По данным Минкомсвязи, в 2022 году из страны уехало 10% работников ИТ-отрасли, многие из них — молодые мужчины. Их бегство еще больше искажает и без того несбалансированное соотношение полов в России: в 2021 году на каждые 100 мужчин приходилось 121 женщина старше 18 лет.

Катастрофическая демографическая петля не ослабила стремление Путина к завоеваниям. Но это делает Россию менее многочисленной, менее образованной и более бедной страной, из которой бежит молодежь и где мужчины умирают в возрасте 60 лет. Вторжение стало человеческим бедствием, и не только для украинцев.