НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ «УКРНАФТЫ» ПОВЛЕКЛА ЗА СОБОЙ МНОЖЕСТВО НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА — НЕЗАВИСИМЫЙ ЧЛЕН НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА КОМПАНИИ

Национализация «Укрнафты» и еще четырех компаний («Мотор Сич», «Запорожтрансформатор», «АвтоКрАЗ» и «Укртатнафта») была проведена с нарушением закона, и общественности не было дано никаких объяснений, почему это было сделано. Об этом в интервью РБК-Украина заявил независимый член наблюдательного совета «Укрнафты» Андрей Бойцун.

«С точки зрения корпоративного управления решение об изъятии акций «Укрнафты», как и остальных четырех компаний, является глубоко неправильным. Я говорю это без сомнений. Не только потому, что это произошло с бесчисленными нарушениями законодательства, но — в первую очередь потому, что до сих пор нет ответа на простой вопрос — зачем это было сделано», — сказал он.

По словам члена Наблюдательного совета, весь ряд решений от штаба до верховного главнокомандующего до решения НККР требует уточнения. Объяснения — «для нужд государства в условиях правового режима военного положения» недостаточно.

«Я уверен, что государство должно объяснить и обществу, и акционерам, в чем заключаются эти потребности, особенно в случае с «Укрнафтой», где государство через «Нафтогаз» уже имело контрольный пакет», — подчеркнул Бойцун.

По его мнению, «Укрнафта» должным образом и в полном объеме выполнила поставленные мобилизационные задачи.

«На примере «Укрнафты», если бы государству был нужен бензин, дизель, газ или автомобили, то оно могло бы обратиться в компанию — и компания точно не отказалась бы от задач, учитывая помощь военных, органов государственной власти и местного самоуправления, «, — отметил член представительского совета.

При необходимости государство имело право принудительно арестовывать бензиновые, дизельные, газовые и само автомобили Укрнафты по тому же закону о принудительной конфискации.

— Кроме того, сейчас на рынке достаточно нефтепродуктов, но потребность страны в них была наиболее острой в апреле 2022 года. Почему тогда или в начале полномасштабной войны государство не прибегает к силовому захвату? Бойцун привлекает внимание.

Он также подчеркнул, что согласно закону, на который ссылается государство, оно должно возместить стоимость арестованного имущества или вернуть его.

«Как это будет осуществляться, если в законе не предусмотрен механизм ареста такого имущества, как права компании? В законе указано, что в случае экспроприации составляется закон, который подписывается собственником имущества или его законного представителя и уполномоченных лиц в военном командовании, а право государственной собственности на имущество вступает в силу со дня подписания закона», — подчеркнул представитель наблюдательного совета.

Если эти решения по сути являются конфискацией активов «олигархов» (как следует из заявления представителя офиса президента), то почему государство так боится сказать об этом прямо.

«Почему даже не пытались доказать вину «олигархов» в суде? И почему наряду с акциями «олигархов» акции 13 000 мелких акционеров «Укрнафты» — пенсионеров, сотрудников компании, инвестиционных фондов (в том числе иностранных) конфискуются? Как государство планирует защищать права этих акционеров при оценке их имущества — акций?», — спрашивает Бойцун.

«К сожалению, эти вопросы до сих пор остаются без ответа — поэтому государству приходится придумывать всякую чушь о недоставленных нефтепродуктах или еще о чем-то. Может быть, это нравится публике, но государство не может подтвердить ничего из этого. Сложно интерпретировать все дальнейшие шаги к государству. Но эти шаги происходили с массой нарушений», — добавил он.

Еще более странным, по его словам, является то, что национализированные предприятия были переданы Министерству обороны.

«Отдали не только арестованные акции, но и голоса «Нафтогаза» на общем собрании «Укрнафты» передали Министерству обороны здесь, я уверен, они думают — что они собираются со всем этим делать? Конечно, они не понимают этих проблем, и они тоже наделали много ошибок, — подчеркнул Бойцун.

Помните, что Укрнафта и Укртатнафта перешли под контроль Министерства обороны вместе с тремя другими стратегическими предприятиями Украины – АвтоКрАЗом, Мотор Сичью и Запорожтрансформатором, в ноябре 2022 года.

Уже в середине декабря кипрские компании Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова начали судебный процесс с Украиной по поводу национализации «Укрнафты» и «Укртатнафты.

Принудительное отчуждение в собственность государства акций стратегически важных предприятий, среди которых ОАО «Укрнафта», ОАО «Укртатнафта», АО «Мотор Сич», ЧАО «АвтоКрАЗ», ЧАО «Запорожтрансформатор», просто так государству не пройдет. Об этом пишет Александр Кошевой в материале — «Национализация гигантов — билет на еще одну войну».