ВОЙНА РОССИИ ПРОТИВ УКРАИНЫ: КИТАЙ НАМ НЕ ВРАГ?

В Пекине побывал еще один именитый иностранный гость: Александр Лукашенко приехал к Си Цзиньпину. За последние пару месяцев китайские лидеры и высокопоставленные китайские дипломаты встречались одна за другой. Разительный контраст с прошлым годом, когда они были почти незаметны на международной арене. Но в обоих случаях действия Китая определяются одним и тем же событием — вторжением России в Украину. Просто они сначала выжидали в Пекине в надежде, что благоприятный исход произойдет без их участия (и без каких-либо затрат с их стороны), а теперь идут вдогонку и стараются минимизировать ставшие неизбежными потери. Поэтому ведется диалог со странами, прямо или косвенно вовлеченными в идущую войну.

С началом русского вторжения Си оказался в невыгодном положении. Он не мог открыто поддерживать Россию, справедливо опасаясь западных экономических санкций. Но и давать ему проиграть тоже не вариант: в противостоянии один на один с США у Китая не будет шансов на успех. После года войны эти входы для Пекина не изменились, но положение Москвы заметно ухудшилось. Китай должен подыграть ей: и мирный план, в котором уравновешены жертва агрессии и агрессор, и критика Западом «разжигания войны» сейчас играют на руку России.

Этой задаче теперь подчинено большинство дипломатических шагов Пекина. Китай пытается сформировать третью силу в войне, коалицию «нейтральных» стран, в первую очередь на «глобальном Юге». Что же касается европейцев, то Пекин заигрывает с политическими силами, стремящимися помириться с Россией, вернуть все к довоенному «пониманию» с Москвой — а таких сил предостаточно, пусть они и не всегда проявляют свою позиция. Такие действия, по замыслу Пекина, изменят общий международный климат, сделав его более благоприятным для российского режима и более выгодным для китайцев.

Сайт Президента Республики Беларусь

Действия Си против Лукашенко представляют для нас дополнительные риски. В этом случае Китай создает возможности для оказания прямой поддержки России. Вряд ли речь пойдет о поставках оружия через Беларусь. В нынешнем противостоянии с Россией (и теми, кто за ней стоит) Запад все больше опирается на логику военного времени, когда она определяет наличие политической воли, а не отсутствие сомнений в юридической обоснованности и дипломатической целесообразности. Поэтому столь незамысловато скрывать военную помощь Москве и прикрываться отсутствием прямых поставок из Китая не получится. Американцы в полной мере пользуются этим поводом для нанесения удара с помощью экономических санкций, и даже будут привлечены ближайшие союзники по антикитайской коалиции — англичане, австралийцы, японцы. Еще до войны эти страны доказали свою готовность противостоять Пекину на общем фронте с США. Американцам наверняка удастся убедить ЕС присоединиться к таким санкциям, как это уже произошло с Ираном: в десятом пакете санкций ЕС ввел меры против иранских поставщиков оружия для российской армии.

Но вы должны быть осторожны с менее очевидными нарушениями. Пекин может наращивать закупки российской продукции, частично делая это через Белоруссию, может увеличивать объемы инвестиций в промышленность Минска, которая сейчас все больше переходит на военную основу и фактически работает в интересах России. Не так давно Лукашенко анонсировал ряд мер, направленных на увеличение производства продукции военного назначения, тех же беспилотников-камикадзе и беспилотников-разведчиков. При реализации подобных планов Минску не обойтись без поставок китайских комплектующих, и благосклонность официального Пекина является ключом к решению этой проблемы. Часть закупаемых комплектующих может даже оказаться на российских военных предприятиях. Да, такой небольшой вклад Китая не принесет России победы, но позволит ей продержаться подольше, и вселить уверенность в растерянные российские элиты. И тогда увеличатся шансы посадить стороны за стол переговоров, заморозить конфликт, не допустить поражения России — вот цели, которые преследует Китай в этой войне.

Казалось бы, чем такая китайская интервенция отличается от прямых поставок оружия, чем она безопаснее для Пекина с точки зрения риска подвергнуться жестким санкциям? А дело в том, что Китай умело играет на противоречиях между Западом и Югом, учитывая интересы стран Африки, Азии и Латинской Америки. Последние не так воспринимают конфликт, как мы, как и наши союзники. Большинство из них не приемлет прямой поддержки войны, агрессии против суверенной страны. Именно поэтому такие важные и влиятельные страны, как Бразилия или Индонезия, проголосовали в феврале в Генеральной Ассамблее ООН за вывод российских войск из нашей страны. А вот санкции против третьих стран, ограничивающие торговлю — а именно таковы будут любые ограничения на поставку продукции невоенного назначения из Китая в формально невоюющую Беларусь — эти государства будут воспринимать как нарушение суверенитета независимых стран , как проявление неоимпериализма со стороны Запада, как стремление ограничить свои права. Тому есть множество исторических причин и не меньше свидетельств в мировой политике последних десятилетий.

Сайт Президента Республики Беларусь

Запад не может игнорировать это условие. На самом деле лидеры Франции и Германии, Италии и Великобритании в последнее время в условиях продолжающейся войны все чаще напоминают о необходимости диалога с Югом, о важности понимания и уважения интересов и взглядов незападных стран . На этом фоне вряд ли они рискнут наказать Китай за неявные нарушения, чтобы не укреплять позиции Пекина в мире за пределами Запада. По этой же причине даже США будут действовать осторожно: пока Вашингтон не принял никаких мер против стран на юге, которые наращивают торговлю с Россией.

Пекин определенно пытается играть. После неудачного года войны Беларусь и Россия готовы принять позицию младшего партнера Пекина, что позволит Си не отвлекаться от собственной стратегии и думать о том, как убедить партнеров действовать в интересах Китая. А тот факт, что Запад не смог заручиться поддержкой большинства стран Юга, сделает его противников более терпимыми к будущим шагам Китая. В такой ситуации Китай попытается сыграть в свою игру.

Китай не на стороне России, он не ее союзник. По крайней мере, не в прямом смысле этого слова, когда союзники разделяют интересы друг друга и сталкиваются с общими угрозами. Но выживание нынешней антизападной России ему выгодно, оно отодвигает борьбу с самим Западным Китаем. Неважно, в каком состоянии окажется Россия, главное, что российский режим продолжит использовать ресурсы своих противников. Китай вернулся на передний край мировой политики не для того, чтобы спасти Россию, а для того, чтобы сохранить ее в качестве буфера между собой и Соединенными Штатами. И Китай окажет Москве достаточную поддержку для достижения этой цели. И поэтому, даже если Китай не проявляет враждебности по отношению к Украине, его политика для нас – вероятное затягивание войны и еще большие жертвы, которые придется принести в этой войне.