КАК И ПОЧЕМУ РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ В УКРАИНЕ, НЕСМОТРЯ НА ПОЛНОМАСШТАБНУЮ ВОЙНУ — РАССЛЕДОВАНИЕ

Прошел год со дня полномасштабного российского вторжения и длится 9 лет российско-украинской войны, однако российский бизнес по-прежнему работает в Украине. Чтобы обескровить российскую экономику, Украина и ее мировые партнеры начали поиск путей и механизмов, в частности, санкционных, чтобы это сделать. Вместе с тем, несмотря на конфискацию российских активов, львиная доля их до сих пор находится в руках представителей российского бизнеса.

Журналисты проекта «Схем» «Радио Свобода» констатируют, что этот процесс затянулся, как и почему это стало возможным, какой бизнес до сих пор работает на Россию можно узнать в расследовании.

Как говорится в расследовании, в Украине всего два успешных примера национализации российских активов. В мае 2022 г. решением СНБО изучены корпоративные права и финансовые активы российского «Сбербанка» и российской госкорпорации «Веб.РФ». А всего до полномасштабного российского вторжения таких активов было 905. Однако до сих пор полный перечень активов для конфискации или национализации до сих пор не утвержден СНБО.

Если рассматривать механизм гражданской конфискации, журналисты сообщают, что таких примеров несколько больше. Отобрать активы по гражданской процедуре пока удалось только у трех российских олигархов – Владимира Евтушенкова, Олега Дерипаски и Михаила Шелкова. В случае с Евтушенковым речь идет о более миллиона квадратных метров недвижимого имущества в Запорожской области. Компании Евтушенкова, как сообщали «Схемы», сотрудничали с российской «оборонкой».

В Дерипаски – доли в 13 заводах его группы «Русал» и недвижимость стоимостью более 10 млрд грн. У Шелкова, кроме движимого и недвижимого имущества, через суд отобрали Демуринский горно-обогатительный комбинат на Днепропетровщине. Все остальное конфисковано через ВАКС – преимущественно то имущество, которое Украина временно не контролирует.

Владимир Зеленский с июня вводил в действие ряд решений СНБО о санкциях. Но только осенью – по отношению к российским олигархам, которые владеют в Украине крупнейшими активами: Михаилом Фридманом, Петром Авеном, Андреем Косоговым, Евгением Гинером, Александром Бабаковым, Аркадием Ротенбергом.

Однако ни один из них Минюст не подал иска в Высший антикоррупционный суд с требованием взыскания их активов.

По информации Минюста, по состоянию на февраль 2023 г. по гражданской конфискации вынесено лишь 12 решений, из которых только в трех случаях речь шла об имуществе российских олигархов. Аналогичная ситуация и со списками санкционных лиц. В расследовании отмечается, что основная причина в медленной или выборочной подготовке соответствующих документов на подпись президенту.

Инфографика – российские владельцы и их бизнес в Украине

Журналисты констатируют, что процессы конфискации российского бизнеса затягиваются либо из-за неидеальной организованности процесса, либо из-за сознательного саботажа на отдельных звеньях. АРМА очень долго ищет управляющих российскими активами. При этом прокремлевский бизнес находит способы зарабатывать в Украине, даже несмотря на блокировку и . И все это происходит на 9-й войне.