Виктор Конев
Беспилотник «из коробки» далеко не всегда готов к выполнению боевой задачи — в подразделениях беспилотных систем процветает кустарщина: дроны доводят до нужной кондиции уже на месте. Такие признания приходится слышать от украинских военных, имеющих непосредственное отношение к эксплуатации БпЛА. В то же время враг способен фокусировать финансы и человеческие ресурсы на выполнении конкретной задачи. Это помогает агрессору быстро масштабировать успешные проекты, в частности «Шахед/Герань». К величайшему сожалению, это чувствуют и тыл, и передовая.
До 70% всех поражений противнику наносят беспилотники
Четыре года полномасштабной российской агрессии против Украины полностью изменили философию современной войны. Гаубицы и танки отошли на второй план. В авангарде теперь именно беспилотные системы: воздушные, морские, наземные. Это непроходимые kill-зоны на линии столкновения, это взаимные рейды в глубокий тыл. Если это еще не война роботов, то мы уже на ее пороге. По подсчетам военных экспертов, до 70% всех поражений противнику в этой страшной войне наносят именно беспилотники. Они относительно недорогие (по сравнению с ракетами и самолетами) и малозаметные. То, что еще совсем недавно было инструментами для теле- и кинооператоров, конструкциями авиамоделистов и просто игрушками, стало грозным оружием.
Война дронов и «Рубикон»: российское подразделение уничтожило тактическое преимущество Украины — FT
По состоянию на май 2025 года в Силах обороны Украины насчитывалось больше 420 разных подразделений БпЛА. К ним относятся ударные роты, батальоны и отдельные бригады беспилотных систем, использующие широкий спектр разведывательных, ударных и FPV-дронов. За год количество экипажей выросло в семь раз, а подразделения используют около 70 моделей БпЛА.
Подразделения БпЛА вышли в публичное пространство. Зачем и почему?
Подразделения БпЛА, которые еще в недалеком прошлом были ротами и батальонами, разрослись до бригад. Например, К-2 — 20-я отдельная бригада беспилотных систем ВСУ — выросла из механизированного батальона 54-й ОМБр. Роберт Бровди («Мадьяр»), идеолог и командир 414-го отдельного батальона ударных беспилотных авиационных систем «Птахи Мадяра», в июне прошлого года возглавил новый род войск — Силы беспилотных систем ВСУ. Отряд специального назначения Нацгвардии Украины Lasar’s group («Группа Лазаря»), стартовавший в 2022 году с двух пилотов, сейчас — один из самых эффективных в Силах обороны Украины, а его командир и сооснователь Павел Елизаров («Лазарь») с 19 января 2026 года — заместитель командующего Воздушными силами Вооруженных сил Украины. Интересно, что и Бровди, и Елизаров пришли в армию из гражданской жизни как добровольцы и не имели армейского опыта.
Еще относительно недавно подразделения БпЛА пытались не высовываться, а теперь мы видим их в соцсетях: у них замечательные вебсайты и Telegram-каналы, о них говорят. Почему и для чего? В первую очередь для рекрутинга, а также для тех, кто хочет поддержать материально. Вполне очевидно, что подразделениям беспилотных систем нужны люди, да и волонтерская помощь никогда не бывает лишней, а их присутствие в Сети очень похоже на конкуренцию.






