С тех пор как почти 14 лет назад Си Цзиньпин возглавил самую многочисленную по населению сверхдержаву мира, он систематически опустошал верхушку Коммунистической партии Китая. Под удары попадали высокопоставленные чиновники, руководители силовых структур и даже дети партийной «красной аристократии». Однако даже на этом фоне его последняя чистка стала исключительной, пишет The New York Times.
Объявление Министерства обороны Китая от 24 января о том, что главный военный руководитель страны генерал Чжан Юся и его соратник генерал Лю Чжэньли находятся под следствием из-за «серьезных нарушений», шокировало чиновников и аналитиков в Вашингтоне. Чжан Юся — уважаемый ветеран войны, которого долгое время считали безоговорочно лояльным к Си.
Американские чиновники пытаются разобраться в мутных водах высших ступеней политики Пекина, чтобы понять, почему китайский лидер пошел на такой резкий шаг. По их словам, для правительства США критически важно понять психологическое состояние Си, поскольку его политика — так же как и политика президента Дональда Трампа — влияет на все: от мировой экономики до действий одной из самых мощных армий мира.
Впрочем, нынешние и бывшие американские чиновники говорят, что никакой очевидной причины действий Си пока не обнаружено. По их оценкам, он мог действовать из паранойи, защищаясь от реальной политической угрозы, или же действительно пытаться искоренить коррупцию на самом высоком уровне Народно-освободительной армии Китая.
Аналитики американской разведки в последние годы пришли к выводу, что Си присущ крайний уровень тревожности.
С начала своего правления в 2012 году Си, которому сейчас 72 года, концентрировал власть через чистки и так называемые антикоррупционные кампании, став самым могущественным китайским лидером за несколько десятилетий.
Сейчас он отстранил пятерых из шести генералов, которых сам назначил в Центральный военный совет в 2022 году. Си возглавляет этот совет, контролирующий Народно-освободительную армию. В результате чисток на вершине крупнейшей армии мира образовался кадровый вакуум.
The New York Times проанализировала и подсчитала, что почти все из 30 генералов и адмиралов, которые в начале 2023 года руководили театрами военных действий или специализированными операциями, были либо уволены, либо исчезли из публичного пространства.
Немецкий политолог Марсель Дирсус, автор книги об эрозии диктатур, отмечает, что автократы обычно видят главную угрозу не в протестах или диссидентах, а в собственном ближайшем окружении.
«Автократ должен быть параноидальным. Ты постоянно находишься под угрозой», — объясняет он. — «Вокруг тебя все постоянно врут. Ты никогда не знаешь, кто искренне лоялен, а кто только притворяется».
Чистки среди военных командиров — типичное явление для таких режимов.
«Быть генералом в автократии — неблагодарная работа», — говорит Дирсус. — «Если ты эффективен и подчиненные тебя уважают, ты создаешь альтернативный центр силы, и автократ начинает тебя бояться. Если же ты работаешь плохо — автократ тоже тобой недоволен».
Чжан Юся принадлежал к первой категории: ветеран китайско-вьетнамской войны 1979 года, который, несмотря на репутацию верного соратника Си, пользовался большим авторитетом среди офицеров и солдат.
Оценки американской разведки относительно паранойи Си ставят под сомнение рациональность его чисток.
«Паранойя — это скорее характеристика его стиля руководства, а не сбой», — считает Джон Калвер, бывший аналитик ЦРУ по вопросам Китая. — «Иначе он не удержался бы так долго и так прочно, уничтожив политически влиятельных старейшин и институты».
ЦРУ составляет профили иностранных лидеров, в том числе и психологические портреты. Аналитики годами пытались лучше понять Си — «партийного принца», которого еще в 2007 году определили как вероятного преемника власти. Уже через несколько недель после прихода к рулю в 2012-м он начал антикоррупционную кампанию, которая всколыхнула всю партию.
The Wall Street Journal на прошлой неделе сообщила, что некоторым китайским офицерам заявляли, что Чжан Юся был агентом США и передавал ядерные секреты. Такое преступление считается одним из самых тяжких актов предательства в Китае.






