История Сергея Тищенко обнажила проблему сверхдлительных ротаций на фронте из-за недостатка личного состава.
Украинский военный, сержант Сергей Тищенко, провел 472 дня подряд на передовой, большую часть этого времени — во влажном подземном бункере под постоянными обстрелами, без доступа к дневному свету и свежему воздуху. Об этом он рассказал уже после возвращения домой под Киевом в интервью The New York Times.
«Я надеялся, что это будет месяц, максимум два. Я не ожидал, что это продлится так долго», — признался военный.
По его словам, длительное пребывание под землей стало тяжелым психологическим испытанием. Эксперты отмечают: такие ротации вредят моральному состоянию военных и могут приводить к выгоранию и росту проблем с личным составом.
Полковник в отставке Владислав Селезнев назвал подобные условия «превышающими человеческую выносливость».
«Это неприемлемо. Должны быть плановые ротации», — заявил он.
«Нас не было кем заменить»
Сергей Тищенко — 46-летний ветеринар, отец пятерых детей, которого мобилизовали в феврале 2023 года. Он служил боевым медиком, а летом 2024 года был переведен в 30-ю бригаду в Донецкой области. Продолжительность новой ротации ему не сообщили.
Сначала он ожидал стандартные 30-40 дней, однако после атаки на позицию в сентябре 2024 года, во время которой погибли его побратимы и не прибыло ни одного подкрепления, стало понятно — замены не будет.

Российские войска сбрасывали гранаты и банки, начиненные взрывчаткой, и даже добрались до края траншеи, которая скрывала бункер.
«Мы все надеялись, надеялись, и это все тянулось и тянулось», — сказал Тищенко. «В конце концов, мы смирились с тем, что, в конце концов, нас могут вывести только тогда, когда закончится война, потому что некому было нас заменить».
С февраля 2025 года из-за усиления атак российских дронов военные фактически перестали выходить из бункера. Маленькое окно пришлось закрыть, чтобы избежать обнаружения. Солнца они не видели месяцами, ориентируясь во времени только по часам и календарям в телефонах.

Снабжение осуществлялось дронами — ночью сбрасывали воду, консервы и аккумуляторы. Порой запасов не хватало.
Мир менялся — бункер оставался
Пока на фронте появлялись северокорейские военные, Украина получала F-16, менялись мировые лидеры — ни одно из этих событий не доходило до бункера. Радиосвязь передавала лишь информацию о роте, без общей картины войны.
Надежда на эвакуацию появилась осенью, но первую попытку сорвала погода. Только со второй попытки сержант Тищенко и еще один военный смогли покинуть позицию. Воин вспоминает:
«Наши ноги были как вата. Мы еле шли, но не останавливались
Признание проблемы
Командир бригады Дмитрий Добуш признал, что ротация была «нетипично длинной», назвав военного «настоящим патриотом», но добавил, что в условиях интенсивных боев и нехватки людей такие случаи, к сожалению, случаются.
«К сожалению, таковы реалии нынешнего этапа войны», — признал командир.
Когда Тищенко и его побратим наконец полностью выбрались, первое, что он хотел сделать — помыться и позвонить своей семье. Настоящая встреча состоялась позже, у него дома.

Длительные ротации на фронте — последние новости
Как сообщал УНИАН, украинские пехотинцы Денис «Барс» и Дмитрий «К2» вернулись с позиции в районе города Константиновка в Донецкой области, где они держали оборону 130 дней подряд.
Кроме того, воины привезли с собой пленного оккупанта.
А еще ранее президент Украины Владимир Зеленский наградил двух отважных бойцов, которые непрерывно находились на позиции 165 суток. Это солдат Александр Аликсеенко и младший сержант Александр Тишаев. Они получили от главы государства награду «Крест боевых заслуг».





