Свадебная церемония должна была начаться в 15:00 в роскошном поместье площадью более 22 гектаров в Уинстон-Сейлеме, штат Северная Каролина. Среди гостей того ноябрьского дня был высокопоставленный участник — государственный секретарь США Марко Рубио, который, вероятно, думал совсем не о праздничных вещах, сообщает NBC News.
В течение предыдущих 48 часов Рубио пытался справиться с дипломатическим кризисом, стремительно разворачивающимся после утечки поддержанного США мирного плана, который продвигал специальный посланник президента Дональда Трампа Стив Уиткоффом. План был воспринят как откровенно склоняющийся в пользу России за счет Украины.
Пока же Рубио, находясь среди гостей на торжественном мероприятии с дресс-кодом black tie, где его две дочери были подружками невесты, столкнулся с новой головной болью — и опять же из-за действий того же человека, рассказал один американский чиновник.
По словам двух чиновников и еще одного осведомленного источника издания, Рубио должен был принять участие в мирных переговорах с украинскими чиновниками в Швейцарии, однако Виткофф отправился туда раньше — что некоторые чиновники расценили как попытку опередить государственного секретаря. По их словам, Уиткофф не сообщил Рубио и должностным лицам Госдепартамента о своих планах посетить встречу, что было воспринято как желание вести переговоры с Украиной по своему усмотрению.
В конце концов Рубио таки добрался до Женевы, не позволив Виткоффу провести встречу с украинской стороной без его участия, отметили те же источники.
Это был не первый случай, когда действия Уиткоффа выглядели как попытка обойти Рубио. Этот эпизод, о котором ранее не сообщалось, стал очередным примером длительного раскола между двумя ключевыми фигурами в администрации Трампа, которые имеют принципиально разные взгляды на то, как завершить войну в Украине и насколько Соединенным Штатам стоит доверять обещаниям России.
«Похоже, они поют вразнобой. А если у переговорщиков нет общего понимания проблемы и своего оппонента, это не может завершиться хорошо», — сказал Александер Вершбоу, бывший карьерный дипломат и экс-посол США при НАТО.
Стремясь как можно быстрее заключить соглашение по указанию Трампа, Виткофф настаивал на предложениях, которые возлагали основное бремя уступок на Украину: отказ от территорий и принятия рисков для будущей безопасности.
Рубио и часть других должностных лиц администрации, наоборот, выступают за усиление экономического и военного давления на Россию, чтобы заставить Владимира Путина к уступкам и гарантировать Украине безопасное будущее. Эту позицию разделяют и европейские союзники США.
Этот материал основан на интервью с более чем десятком нынешних и бывших американских и европейских чиновников, которые согласились говорить на условиях анонимности.
Представитель Госдепартамента Томми Пиготт отрицает предположение о разногласиях между Рубио и Уиткоффом.
«Между ними нет никакого конфликта и никогда не было», — заявил он. «Государственный секретарь Рубио и специальный посланник Уиткофф имеют тесные рабочие отношения и являются личными друзьями. Они действуют согласованно относительно целей президента и совместно воплощают видение Дональда Трампа по завершению войны и достижения мира».
Сам Рубио выразил подобную позицию на пресс-конференции в пятницу.
«Никто не действует самовольно», — сказал он. — «Все это жестко координируется».
Он назвал Виткоффа «чрезвычайным человеком, очень умным и талантливым», добавив, что тот «не получает зарплаты за эту работу».
Впрочем, некоторые нынешние и бывшие чиновники США имеют к Уиткоффу претензии, выходящие за пределы переговоров по Украине. По словам пяти источников, он известен слишком легкомысленным отношением к вопросам безопасности, что вызывает опасения относительно использования им незащищенных каналов связи, уязвимых для иностранного перехвата.
«Специальный посланник Уиткофф в течение недели проводит многочисленные защищенные разговоры в координации с Советом национальной безопасности и Белым домом», — заявила пресс-секретарь Белого дома Анна Келли, на которую Уиткофф переадресовал журналистов телеканала. По ее словам, его телефон, жилье и транспорт регулярно проверяются службами дипломатической безопасности.
То, как будет развиваться противостояние между Рубио и Уиткоффом, может определить не только финал войны в Украине, но и то, как Соединенные Штаты будут восприниматься союзниками и противниками.
Уиткоффу 69 лет. Он миллиардер, девелопер, который в роли неформального дипломата нарушил устоявшиеся правила, летал в Россию на собственном самолете для встреч с Путиным и высокопоставленными деятелями Ближнего Востока.
Сейчас на его стороне появился еще один влиятельный игрок — зять Трампа Джаред Кушнер, который сопровождал Уиткоффа во время недавней поездки в Москву. Хотя Кушнер не занимает никакой официальной должности, он имеет значительное влияние на Трампа и, по словам нынешних и бывших чиновников, сыграл ключевую роль в достижении перемирия между Израилем и ХАМАСом в Газе.
Для Трампа Уиткофф — личный друг и «великий мастер заключения сделок», способный уладить любой конфликт. Во вторник президент публично похвалил его роль в прекращении огня в Газе.
«Стив — замечательный составитель соглашений», — сказал Трамп.






