Роман Яненко
Еще несколько лет назад электрокар в Украине был символом прогресса, тишины и морального преимущества над соседом с двигателем внутреннего сгорания. Сегодня же электрокары все чаще становятся символом зависимости от розетки, а во время блэкаутов поездка на вольтах превращается в квест на выживание. Мем о «Тесле» с генератором в багажнике не такой уж и мем. На днях в Одессе посетители АЗС заметили именно этот «феномен» — электрокар заехал заправить «независимый» источник в багажнике. Парадокс 2025-го в том, что EV подешевели. Так что противостояние между ними и авто с ДВС вышло на новый уровень. «Электрички» заманивают дешевизной, с другой стороны ДВС, который не спрашивает, есть ли на сегодняшний день график отключений.
Приверженцы электромобильности продолжают убеждать, что «электрички» — это выгодно. Но реальность подбрасывает другие вопросы: что делать, когда света нет, зарядка занята, а быстрая станция не вытягивает 300 кВт, потому что городская сеть и так перегружена? В стране, где электричество становится стратегическим ресурсом, электрокар вдруг перестает быть просто транспортом и превращается в инфраструктурный эксперимент.
Цены на электрокары: стабильно падают
Электрокары в Украине упали в цене по сравнению с предыдущим годом. Это видно по вторичному рынку: Tesla Model 3 2018–2022 годов сейчас можно найти и за 16 тыс. долл. За такую же цену продают почти новую Honda M-NV с батареей на 64 кВт и пробегом всего лишь 4 тыс. км. Новые же китайские «электрички» скатились до уровня немногим больше 20 тыс. долл. Это значительно меньше, чем еще год-два назад: цены обвалились из-за жесткой конкуренции, демпинга рынка и постоянного роста объемов импорта. По данным Ассоциации «Укравтопром», электрокары в октябре подмяли под себя 31% рынка автопродаж. Подобный успех в значительной мере связан с налоговыми льготами на EV, которые до конца года закончатся.






