Страны НАТО требуют права голоса касательно роли Альянса в любом будущем мирном соглашении для завершения войны РФ против Украины, после того, как до сих пор союзники были в значительной степени отстранены от переговоров, пишет Politico.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
В НАТО оценили последствия для Украины от оккупации Покровска и Мирнограда россиянами
Хотя мирное соглашение остается «подвижной целью», некоторые союзники настаивают, что имеют красные линии, в отношении которых они хотят, чтобы с ними сначала проконсультировались, по словам четырех дипломатов НАТО. Эти красные линии касаются вопросов вступления Киева в Альянс, размещения войск и вооружения на территории союзников и соблюдения международного права.
«В конце концов, именно НАТО будет решать вопросы, касающиеся НАТО. Сейчас мы вместе с нашими партнерами и союзниками разрабатываем красные линии», — сказала министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен.
Новый импульс появился после того, как европейские страны были удивлены мирным планом, согласованным США и Россией в конце прошлого месяца, который многие назвали выгодным для Москвы. С тех пор европейцы разработали собственное контрпредложение, но пока мирное соглашение остается недостижимым.
Министры иностранных дел стран НАТО встретятся в Брюсселе в среду, 3 декабря, что даст союзникам первую реальную возможность обсудить контуры мирного плана в рамках Альянса. Встреча состоится на следующий день после переговоров посланника США Стива Уиткоффа с российским диктатором Владимиром Путиным в Москве.
«Очень важно, что США возглавляют эти усилия. Но все, что касается НАТО и упоминается в соглашении о прекращении войны, очевидно, будет обсуждаться отдельно с НАТО», — заявил во вторник, 2 декабря, генсек Альянса Марк Рютте.
Хотя сейчас среди стран НАТО нет консенсуса по поводу вступления Украины в Альянс, по словам Рютте, учредительный договор организации 1949 года, который теоретически поддерживает политику открытых дверей, остается в силе.
В первоначальном варианте мирного плана были строгие условия, которые обязывали НАТО прекратить принимать новых стран-членов, не размещать войска в Украине и закрепить в уставе положение, которое запретит Киеву когда-либо присоединиться к Альянсу.
Рютте заявил, что мирный план «отошел» от этих первоначальных предложений. Валтонен также подчеркнула, что многие вопросы из первоначального варианта плана, которые касались Европы и НАТО, были изъяты в более поздних версиях.
Однако европейское контрпредложение также содержало несколько условий для Альянса: пакт о ненападении между НАТО и Россией, обязательство не размещать войска НАТО в Украине на постоянной основе и обязательство разместить истребители НАТО в Польше.
До сих пор Альянс «оставался в стороне», отметил аналитик Королевского объединенного института оборонных исследований Эд Арнольд. По его словам, такая роль частично объясняется геополитикой: «Участие НАТО спровоцировало бы более широкую проблему с Россией, чего организация до сих пор не хотела».
Путин снова напомнил об этих опасениях.
«Мы не собираемся воевать с Европой, я уже сто раз это повторял. Но если Европа хочет воевать с нами, мы готовы к этому уже сейчас», — сказал он во вторник, перед встречей с Уиткоффом.
За закрытыми дверями некоторые союзники считают, что Вашингтон мог бы больше консультироваться с ними по поводу мирного процесса.
В понедельник посол США в НАТО Мэтью Уитакер впервые официально проинформировал своих коллег-послов о переговорах, рассказали на условиях анонимности два дипломата НАТО. Запоздалое информирование произошло почти через две недели после того, как в СМИ просочился первоначальный проект мирного плана.
Усиливая эти опасения, госсекретарь США Марко Рубио не будет присутствовать на встрече в среду, вместо него Штаты будет представлять заместитель Рубио Кристофер Ландау.
«Отсутствие Рубио будет неправильным сигналом именно в тот момент, когда Америка должна еще теснее координировать свои действия с европейскими союзниками», — сказала бывшая пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску, отметив, что в последний раз госсекретарь США пропускал министерскую встречу стран Альянса в 1999 году.
Публично страны НАТО не обращают внимания на очевидное пренебрежение.
«Я не уделяю слишком много внимания сигналам, которые отправляет пропуск встречи высшим представителем Вашингтона. Мой коллега Рубио… чрезвычайно занят», — заявила Валтонен.
Частно некоторые союзники предпочли бы, чтобы Рубио, если ему придется выбирать, предпочел переговоры с Россией, а не встречи в рамках НАТО, заявили два дипломата Альянса, учитывая, что он и так уже считается более внимательным к европейским предостережениям в отношении мирного соглашения.
Между тем союзники также должны решить, какую роль будет играть НАТО после подписания соглашения, в том числе возобновлять ли Совет НАТО-Россия — давно неактивную площадку для переговоров с Москвой.
«Настоящая проблема заключается в том, что если мы, как НАТО, будем взаимодействовать с россиянами по вопросам, представляющим взаимный интерес, то как мы это будем делать? Является ли Совет НАТО-Россия все еще жизнеспособным, или же нам нужно использовать США в качестве посредника», — спросил один из высокопоставленных дипломатов Альянса.






