КАК ФОНД ПРИРОДЫ УКРАИНЫ СПАСАЕТ ПРИРОДООХРАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ

Нина Жежера Нина Жежера

Когда государство бессильно, на помощь приходит гражданское общество. С началом полномасштабного вторжения природоохранители из Украины, Германии и Великобритании объединились, чтобы поддержать украинские национальные природные парки и заповедники. А уже в 2024 года основали  благотворительную организацию Фонд природы Украины. Фонд помогает украинским национальным паркам и заповедникам с финансированием, запускает научные программы, ремонтирует здания, передает транспорт и технику. С какими проблемами сталкивается команда на местах и почему государство до сих пор не успевает за общественными инициативами, в интервью ZN.UA рассказывает исполнительный директор и соучредитель фонда Анастасия Драпалюк.

Анастасия ДрапалюкАнастасия Драпалюк

— Пани Драпалюк, в Украине многие организации — и наши, и международные, общественные и государственные — занимаются охраной природы. Зачем создавать еще одну структуру?

— Организаций много, но отдельного учреждения, которое бы целенаправленно помогало учреждениям из природно-заповедного фонда, особенно во время полномасштабного вторжения, не было.

В Европе, Африке, Южной Америке есть много таких фондов. Одним из африканских даже руководит принц Гарри. Они созданы, чтобы управлять природоохранными территориями совместно с государством, потому что страны с нестабильной экономикой не могут справиться своими силами. В Украине охрана природы тоже, к сожалению, на последнем месте в финансировании.

Ремонт крыши административного здания в Национальном природном парке «Нобельский»Ремонт крыши административного здания в Национальном природном парке «Нобельский»БО «Фонд природы Украины»

Есть одна немецкая организация — Франкфуртское зоологическое общество, системно помогающее украинским нацпаркам и заповедникам. Но их помощь охватывает исключительно Карпаты и Полесье. Именно поэтому мы сознательно сосредоточили усилия на других регионах — центре, востоке и юге Украины. Начинали с десяти ключевых природоохранных территорий, оставшихся без внешней поддержки.

По каким критериям их выбирали?

— Критериев несколько. Во-первых, мы обращали внимание на природоохранные территории, которые вообще не имеют поддержки от международных фондов или природоохранных организаций, а полагаются только на государственное финансирование. Во-вторых, мы обращали внимание на команду: ее потенциал и преданность делу. Есть коллективы, которые из последних сил держатся за идею, а есть и такие, где нет ни должного руководства, ни системы обучения или достойной оплаты. И это, к сожалению, отражает общую ситуацию в стране. И третий критерий — ценность территории, с точки зрения сохранения биоразнообразия.