Дарья Писаренко
«Украина должна срочно начать комплексную реформу адвокатуры…» — уже третий год подряд Еврокомиссия формулирует это как отдельное требование к Украине в отчетах о расширении ЕС.
Адвокатура — самоуправляемый и независимый институт, обладающий самым высоким уровнем автономии среди всех институтов правосудия и профессий с самоуправляемыми функциями. Ни один государственный орган не участвует в формировании органов адвокатского самоуправления, только сами адвокаты решают, кого допустить к профессии, кого привлечь к дисциплинарной ответственности и кого лишить права на занятие адвокатской деятельностью. В отличие от судей или прокуроров, в органах адвокатского самоуправления нет представителей судебной власти, прокуратуры или исполнительной власти. Но адвокаты должны быть представлены в Высшем совете правосудия (ВСП) и Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП). Это не недостаток, а, наоборот, фундаментальный принцип в системе правосудия. Такой подход гарантирует, что адвокатура не превратится в продолжение государственной вертикали и не будет зависеть от политических или административных влияний. Ведь адвокатура должна обеспечить независимость каждого адвоката в его деятельности, особенно в том случае, когда он противостоит государственным органам в суде и защищает человека от возможных злоупотреблений властью.
Но в то же время адвокатура выполняет делегированные государством публичные функции, что требует прозрачности, добропорядочности и подотчетности — таких же, как у судов и прокуратуры.
Рамки деятельности адвокатуры определяет закон, и за 13 лет его применения четко проявились пробелы, несогласованности и часто отсутствие реальных предохранителей против злоупотреблений. Именно эти уязвимости и стали основой нынешнего кризиса.






