Сергей Макогон
Продолжающиеся удары врага по энергетике Украины привели к значительному снижению объемов собственной добычи газа в стране, что требует от НАК «Нафтогаз Украины» дополнительно импортировать 4 млрд кубометров газа. Это болезненные потери, но при достаточном уровне заполненности подземных хранилищ увеличенный импорт может покрыть даже значительную часть потерь собственной добычи и позволить стране пройти зиму без кризиса.
Поэтому основной проблемой является не наличие газа на зарубежных рынках, а наличие средств у «Нафтогаза» для финансирования таких закупок. А речь идет о 2 млрд долл.
Партнеры Украины, вероятно, выделят часть средств в виде грантов, однако основную сумму придется занимать «Нафтогазу», в том числе под государственные гарантии. Возврат этих кредитов в будущем неизбежно ляжет либо на «Нафтогаз», либо на государственный бюджет, то есть на налогоплательщиков.
И если проблему зимы-2025 еще можно закрыть внешним финансированием, то вопрос следующего отопительного сезона уже стоит остро: где взять деньги на закачку газа в 2026-м? А это еще 4 млрд долл. Поэтому уже сейчас стоит прогнозировать финансовое состояние «Нафтогаза» и думать, как не допустить катастрофического нарастания долгов.
Регулируемая цена — спасение или проблема
В рыночной экономике компания могла бы переложить возросшие расходы на потребителей через цену. Но в реальности «Нафтогаз» обязан продавать большую часть газа по регулируемым ценам — от 8 до 21 грн за кубометр, тогда как импорт обходится примерно в 24 грн.
Самый массированный удар с начала войны: все ТЭС «Центрэнерго» остановили работу
Собственная добыча частично помогала удерживать баланс: «Нафтогаз» покупает газ у «Укргаздобычи» по 7,24 грн, у «Укрнафты» — по 12 грн. Но после российских атак объемы собственной добычи резко сократились, и доля дешевого ресурса уменьшается. В результате компания продает импортный газ себе в убыток, что не позволит накопить средства на закупки следующей зимой и создаст накопленные убытки, которые в будущем придется покрывать из государственного бюджета — за счет всех нас.
Цена — лучший инструмент регулирования
Экономика не знает более эффективного способа управлять спросом, чем цена. Когда газ дорожает, люди и предприятия начинают экономить, повышать энергоэффективность или искать альтернативные источники энергии (дрова, уголь и т.д.). Но Украина сознательно лишила себя этого инструмента, превратив цены на газ в политическую зону табу.
Но если повышение цен политически невозможно, то государство хотя бы должно сократить число категорий, получающих льготный газ, иначе субсидии продолжат пожирать ресурсы «Нафтогаза» и бюджета.
Кто получает субсидированный газ
- Население — до войны 12,5 млн домохозяйств (для индивидуального отопления и приготовления пищи).
- Теплокоммунэнерго (ТКЭ) — для централизованного отопления.
- Облгазы — технологические потери (до 1,4 млрд кубометров в год до войны).
- Энергетики — газ для газовой генерации, включая распределенную.
- Бюджетные организации.
Разберем каждую категорию отдельно.
Население: популизм вместо экономического баланса
Власти четко заявили, что не планируют повышать цены для населения ни на газ, ни на тепло. Хотя цены не пересматривались уже более пяти лет, несмотря на инфляцию и рост реальных доходов населения. Политически это решение понятно, но оно создает глубокие экономические искажения.






