ИЗ ПОЛСОТНИ ПЯТЕРО ДОХОДЯТ ДО ПОЛЯ БОЯ: КОМБАТ РАСКРЫЛ ПРОБЛЕМУ МОБИЛИЗОВАННЫХ 50+

По словам инструктора, проблемы с мобилизованными старшего возраста возникают уже на этапе БЗВП в учебных центрах.

Просто показатель возраста для службы в армии ничего не значит — людей нужно отбирать по способностям, впрочем, говорит инструктор, именно люди старшего возраста преимущественно идут в самовольное оставление части (укр. СЗЧ). Об этом говорится в материале hromadske о том, влияет ли возраст бойцов на их эффективность в армии и количество СВЧ и могут ли снизить мобилизационный возраст.

Командир 413-го отдельного стрелкового батальона Роман Ковалев рассказал, что у него был случай, когда на маршруте «ловили инсульт и падали без сил».

«Мы потом мучились, чтобы их достать. Есть те, которых достали. Но погибли и они, и те, кто их доставал», — сказал он.

По его словам, сейчас в батальоне тех, кому за 50, — где-то 10%, а средний возраст бойцов — 44 года. По мнению командира, для боевых должностей — это максимум.

«Сейчас они (солдаты старшего возраста, — ред.) на позициях. Кто-то безвылазно — по несколько месяцев или полгода. Вот одного хочу вывести, на позывной Дед, 55 лет. Я его вывел на вторую линию, а дальше он идти отказывается, потому что боится, что схватит инфаркт. И это проблема. Потому что ему еще нужно завести напарника», — пояснил комбат.

«С молодыми бойцами воевать легче»

Ковалев отметил, что «с молодыми бойцами воевать легче».

«А как их ко мне загнать в подразделение — я не знаю. Из тех, кого мне дают, из 50 человек — 5 дойдет до поля боя», — сказал он.

Командир батальона также рассказал, что ночью они «пытались завести пешком трех казаков»:

«Не дошли двое — двухсотые. Выжил… молодой».

В то же время, по словам инструктора в 190-м учебном центре Сил беспилотных систем Влада Тулисова, проблемы с мобилизованными старшего возраста возникают уже на этапе базовой общей военной подготовки в учебных центрах.

«Вот сейчас как раз у меня на обучении люди в возрасте 45-50 лет. Программу они не вытягивают. Мы должны им давать больше поблажек. У них уже очень болят спины. Ноги. Есть много людей, которые имеют проблемы с сердцем. Нет такой выносливости», — пояснил он.

Именно люди старшего возраста преимущественно и идут в СЗЧ

Тулисов отметил, что это влияет и на количество СЗЧ, ведь, по его словам, именно люди старшего возраста преимущественно и идут в СЗЧ.

«У них нет ни здоровья, ни мотивации. СЗЧ сейчас гораздо больше, чем было еще полгода назад. Если взять последние месяц-два — за 50 дней подготовки из 450 человек могут сбежать 15-20», — рассказал он.

Так, считает инструктор, не нужно «брать так всех подряд». Вместо этого надо проводить более тщательный отбор:

«ТЦК привозит людей, и они приезжают с хорошим (результатом) ВЛК, а человек стоит передо мной и едва не теряет сознание».

Что происходит в рекрутинговых центрах

Между тем в рекрутинговых центрах рассказывают, что всех «подряд» не берут, а к людям старше 55 лет — особое внимание. Мол, если считают, что человек «не потянет» работу, то подразделение может его и не взять.

«У нас нет ограничений набора по возрасту. Просто мы тщательно исследуем состояние человека, готов ли он. А тогда согласовывает подразделение. Некоторых 59-летних надо согласовывать в Генштабе — запустят они в войско или нет», — рассказал главный сержант 4-го Центра рекрутинга Сил территориальной обороны Вооруженных сил Украины Денис Семирог-Орлик.

Он считает, что сейчас нет смысла снижать предельный возраст мобилизации:

«Мне, например, 50. И я нормально себя чувствую, я могу служить. Есть люди, которым 55, и они еще могут 25 раз на турнике подтянуться. А есть люди, которым 40, и они уже «разваливаются». Надо смотреть на здоровье. То есть простой показатель возраста — ничего не значит. Надо отбирать людей по способностям».

Представитель центра рекрутинга подчеркнул: мы сейчас не можем отказываться от людей из-за того, что «ты не такой» или «у тебя возраст не такой».

Проблема СЗЧ в Украине

Как сообщалось, ранее Игорь Луценко, командир подразделений операторов беспилотных летательных аппаратов, основатель Центра поддержки аэроразведки отметил, что в СЗЧ идут преимущественно те военнослужащие, которые служат уже длительное время и которые только пришли в армию.

Военнослужащий объяснил, что люди из первой категории устали, а тогда как «никто мобилизационную политику в государстве менять не хочет, резерва государство не формирует». А вторая категория, по его словам, — это преимущественно «бусифицированные».