ПЯТЬ ПРИЧИН ДИСФУНКЦИИ УКРАИНСКОГО ПРАВОСУДИЯ

Сергей Шкляр Сергей Шкляр

Дисфункциональная система правосудия — это когда суды, прокуратура и правоохранительные органы формально выполняют свои функции, но фактически работают так, что это противоречит их предназначению. Результаты их работы противоположны тем, ради которых эти институции были созданы, — вместо справедливости общество получает ее имитацию.

Дисфункция украинского правосудия — уже не случайность, а закономерность. Она является результатом политических решений, корпоративной закрытости и хронического нежелания построить институцию, а не провести очередной «перезапуск». В таких условиях даже война влияет на дисфункцию судов лишь частично.

Судебная система — не просто государственная услуга. Она — инфраструктура доверия, без которого нет ни инвестиций, ни экономики, ни самой государственности. Начиная с гражданина, у которого нет справедливой защиты, и заканчивая инвестором, который не заходит в страну, где даже выигранный судебный спор не гарантирует возвращения актива.

Почему так произошло?

Причина первая: политическое влияние

Суд в Украине десятилетиями остается инструментом политического влияния. Каждая новая власть способна начинать реформу «с чистого листа», парализуя уже созданные институции. И судебная реформа не исключение, а правило.

Высший совет правосудия (ВСП) и Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) — это хроническая история остановок.

Благодаря популистскому Закону «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине», принятому Верховной Радой в апреле 2014-го, год оставался неполномочным Высший совет юстиции. Параллельно с ним Высшая квалификационная комиссия восемь месяцев также почти не осуществляла полномочий. Какой получился результат? Только ВККС накопила около 12 тысяч нерассмотренных дисциплинарных жалоб на судей. Была остановлена процедура отстранения судей по мотивированному ходатайству генерального прокурора. Сотни судей, вынужденные выехать с временно оккупированных территорий, не могли быть устроены в суды на подконтрольной украинской власти территории.