ТРАМПУ ПРЕДЛАГАЛИ ТРИ ВАРИАНТА САНКЦИЙ ПРОТИВ РФ — WSJ

Санкции против российской нефтяной промышленности были разработаны и готовы к применению еще несколько месяцев назад на случай, если Трамп решит действовать.

Новые санкции США против российского энергетического сектора стали самыми жесткими мерами Вашингтона против РФ с начала второго срока Дональда Трампа в Белом доме. WSJ, ссылаясь на источники, рассказывает, почему Трамп достиг критической точки в отношениях с российским диктатором Владимиром Путиным и какие варианты антироссийских ограничений получил президент США после того, как его терпение к Кремлю из-за нежелания останавливать войну РФ против Украины иссякло.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Путин прокомментировал новые санкции от Трампа и отмену саммита в Будапеште

Трамп хотел окончательно удостовериться, прежде чем принять жесткие меры против России.

«Вы согласны со мной?», — спросил Трамп у своих главных помощников в Овальном кабинете в среду, 22 октября.

Государственный секретарь США Марко Рубио и министр войны Пит Хегсет ответили «да». За несколько часов до этого Трамп встретился с министром финансов США Скоттом Бессентом и поручил ему подготовить санкции против российской нефтяной промышленности, которые стали первой прямой мерой Вашингтона против России за время второго президентства Трампа.

«Я просто почувствовал, что пришло время. Мы долго ждали», — сказал позже Трамп.

В течение месяцев Трамп угрожал РФ решительными мерами, но в конце концов эти угрозы каждый раз исчезали, поскольку он продолжал верить, что сможет договориться с Путиным о прекращении войны, — это вызывало разочарование у политиков в США и Европе.

Но, по словам чиновников, терпение американского президента наконец иссякло, когда он пришел к выводу, что Путин водит его за нос. После того, как Трамп отменил запланированный саммит с Путиным в Будапеште, посчитав это пустой тратой времени, Россия нанесла новые ракетные и БПЛА-удары по Украине, в частности, россияне обстреляли детский сад. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что такие действия РФ показали отсутствие достаточного внешнего давления на Москву для проведения переговоров.

Трамп не комментировал непосредственно эти удары, но был разозлен такими агрессивными действиями РФ, даже в моменты, когда чувствовал, что достиг прогресса в переговорах с Путиным, рассказали изданию представители администрации президента США. Трамп считает, что перемирие в Газе, которое было достигнуто при его посредничестве, создало импульс для завершения войны РФ против Украины, но Путин продолжает проявлять упрямство.

По словам американских чиновников, санкции США против российской нефтяной промышленности были разработаны и готовы к применению уже несколько месяцев назад на случай, если Трамп решит действовать.

Три варианта санкций против РФ

Президенту США предложили три варианта санкций:

  • жесткий вариант (направленный непосредственно против российской промышленности и высшего руководства РФ);
  • «средний» (направленный против энергетической промышленности России);
  • более мягкий вариант, включавший ограниченные меры.

Трамп выбрал «средний» вариант.

Высокопоставленный чиновник Белого дома заявил, что президент США четко дал понять: пришло время закончить войну, добавив, что он будет продолжать искать мирное решение.

Новые санкции, направленные конкретно против российских энергетических компаний «Лукойл» и «Роснефть», стали очередным шагом Трампа в его попытках положить конец войне РФ против Украины и закрепить свой желанный образ «глобального миротворца».

Рубио заявил, что санкции не изменили общей цели администрации Трампа — заставить Москву сесть за стол переговоров.

«Мы все еще хотели бы встретиться с россиянами. Президент Трамп в течение месяцев неоднократно заявлял, что в какой-то момент ему придется что-то делать, если мы не достигнем прогресса в заключении мирного соглашения. Сегодня он решил что-то сделать», — сказал госсекретарь США в среду.

Разногласия с Путиным начали публично проявляться еще в июне во время саммита НАТО, когда Трамп назвал отказ российского диктатора прекратить войну «ошибкой». Телефонный разговор между ними в следующем месяце был значительно короче, чем предыдущие, и не имел той «теплой атмосферы», с которой обычно разговаривали Трамп и Путин, отметил высокопоставленный чиновник администрации президента США.

У Трампа есть и другие инструменты для усиления давления на Путина, но пока что глава Белого дома не воспользовался ими. Эти инструменты включают передачу Украине дальнобойных ракет Tomahawk, введение новых вторичных санкций против любых компаний, ведущих бизнес с подсанкционными российскими нефтяными гигантами, или новые ограничения против теневого флота РФ.

«Трамп оставляет некоторые вопросы без внимания, потому что он все еще очень хочет договориться с Путиным. Это показывает, что он просто разочарован тем, что Путин еще не согласился на его планы», — сказал Курт Волкер, который был спецпредставителем Госдепа США по вопросам Украины во время первого срока Трампа в Белом доме.

По мнению Волкера, для того, чтобы заставить Путина пойти на серьезные уступки, нужно «значительно больше, чем санкции», и отправка «Томагавков» Украине была бы важным следующим шагом.

Однако, по словам представителей администрации Трампа, новые санкции против «Роснефти» и «Лукойла» могут стать поворотным экономическим моментом, учитывая то, насколько экономика РФ зависит от доходов от нефти и газа. Уже через день после объявления о новых санкциях США индийские нефтеперерабатывающие заводы приняли меры для сокращения поставок нефти из России, а китайские государственные нефтяные компании по крайней мере временно приостановили закупку российской нефти.

Путин признал, что санкции могут нанести вред российской экономике, не исключив «определенные потери», но добавил, что «ни одно уважающее себя государство никогда не делает ничего под давлением».

Неясно, будет ли Трамп продолжать вводить санкции против России, усиливая давление на Путина с целью достижения мирного соглашения.

«Сейчас вопрос заключается в том, мы наблюдаем фундаментальную переориентацию стратегии Трампа, или это лишь временная мера, чтобы выразить недовольство тем, что россияне совершенно не сотрудничают на дипломатическом фронте», — говорит аналитик Эндрю Вайс из Фонда Карнеги за международный мир.