СЛЕДОВАТЕЛИ СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСЯТСЯ К РОЛИ «АНДРОМЕДЫ» ВО ВЗРЫВЕ НА NORD STREAM — WSJ

Официальные лица полагают, что к прошлогоднему саботажу на Северном потоке могло быть причастно более одного судна, и предполагают, что 50-футовая парусная яхта, найденная следователями, может быть приманкой, пишет The Wall Street Journal.

После того как в сентябре прошлого года диверсанты серьезно повредили газопровод «Северный поток», немецкие правоохранительные органы обратили свое внимание на зафрахтованный парусник, который, по-видимому, участвовал в установке взрывных устройств глубоко под поверхностью Балтийского моря.

Но после нескольких месяцев расследования полиция теперь подозревает, что 50-футовая «Андромеда», вероятно, была не единственным судном, использованным при нападении. Они также считают, что лодка могла быть приманкой, выпущенной в море, чтобы отвлечь внимание от настоящих преступников, которые остаются на свободе, по словам источника, знакомого с ходом расследования, проводимого прокуратурой Германии.

Чиновники надеются, что выяснение роли Андромеды в саботаже позволит глубже понять мотивы настоящих вдохновителей, которые остаются неясными.

Представители США и Европы заявили, что они точно не знают, кто стоит за подводной атакой. Но некоторые разделяют немецкий скептицизм в отношении того, что команда из шести человек на одном паруснике заложила сотни фунтов взрывчатки, которая вывела из строя «Северный поток-1» и часть «Северного потока-2.

Хотя теоретически возможно вручную разместить взрывчатку на трубопроводе, эксперты отмечают, что даже опытным дайверам трудно погрузиться глубже 60 метров и медленно подняться на поверхность, чтобы дать телу время для декомпрессии.

Такая операция потребовала бы многократных погружений, которые могли бы обнаружить близлежащие корабли. Специалисты по водолазным работам и спасателям, которые работали в районе взрыва, характеризующемся бурным морем и тяжелым судоходством, сказали, что миссию было бы легче скрыть и выполнить с помощью ROV или небольших подводных лодок.

Немецкое расследование установило, что следы «военной» взрывчатки, обнаруженные на столе в кабине лодки, соответствуют партии взрывчатки, использованной на трубопроводе. Ряд официальных лиц выразили сомнение в том, что опытные диверсанты могли оставить столь грубые доказательства своей вины. Они задаются вопросом, не были ли эти следы взрывчатых веществ, собранные спустя месяцы после того, как зафрахтованное судно было возвращено владельцам, ложно привели следователей к Андромеде».

«Вопрос в том, является ли история с парусником отвлечением или просто частью картины», — сказал источник, знакомый с ходом расследования.

Другие предполагают, что диверсанты могли просто действовать неосторожно.

Немецкое расследование связало аренду яхты с польской компанией, которая, в свою очередь, принадлежит европейской компании, связанной с известным украинцем, что породило слухи о том, что он мог финансировать операцию.

Личность польской компании и украинца, а также его возможные мотивы остаются неизвестными.

Основываясь на ранних выводах Германии, официальные лица говорят о потенциальной причастности к нападению польского или украинского правительства. У Польши, вероятно, был мотив, говорят некоторые источники, напомнив, что она была одним из самых громких критиков проекта «Северный поток» с момента его запуска в конце 90-х годов. В Польше уже тогда предупреждали, что трубопроводы сделают Европу зависимой от Кремля в плане энергоносителей.

В то же время советник президента Польши по внешней политике Марчин Пшидач призвал к осторожности в выводах, основанных на первоначальных данных. Он также поделился мнением о том, что Андромеда могла быть отвлекающим маневром, но не исключил, что этот маневр могла совершить Москва.

«Это может быть борьба России за то, чтобы обвинить Польшу. Польша не имеет никакого отношения к этому нападению, сказал Пжидач в интервью в президентском дворце в Варшаве.

Однако спецслужбы не нашли явных доказательств того, что ответственность за взрыв несет именно Россия, которая изначально была главным подозреваемым.

В частном порядке бывшие польские официальные лица заявили, что, несмотря на стойкое сопротивление страны «Северному потоку» и непоколебимую поддержку Украины, они сомневаются, что президент Анджей Дуда одобрит действия, которые рискуют расколоть альянс стран, вставших на защиту Украины. Польские официальные лица регулярно называют конфликт Украины с Россией «нашей войной» и опасаются, что если президент России Владимир Путин добьется успеха, его следующей целью станет Польша.

Подозрения касались и Украины. Частично они были основаны на прослушках разговоров между украинцами, которые перед взрывами обсуждали возможность нападения на трубопроводы, сообщало ранее издание.

Высокопоставленный сотрудник западной службы безопасности, знакомый со сбором разведданных, сказал, что сообщения не были обнаружены до тех пор, пока после взрыва службы не начали искать информацию в своих архивах.

«Украина никоим образом не была причастна к атаке на «Северный поток», — заявил в прошлом месяце советник президента Владимира Зеленского Михаил Подоляк, пояснив, что такая операция дестабилизирует регион и отвлечет внимание от войны в стране, которая категорически не выгодно Киеву.

Те, кто подозревает Украину в причастности к диверсии, утверждают, что это могла быть попытка усилить поддержку союзников перед лицом российской агрессии и, в частности, укрепить решимость Германии. Берлин приостановил активацию разрешения на строительство газопровода «Северный поток — 2» за несколько дней до вторжения России в Украину.

Официальные лица в США и Европе изначально обвинили Россию во взрыве газопроводов. Москва уже прекратила поставки газа по «Северному потоку-1», продемонстрировав, что готова к той или иной форме политического шантажа поставками энергоресурсов.

Одна из двух труб «Северного потока — 2» осталась нетронутой, а обе трубы «Северного потока — 1» были разрушены в результате взрыва.

Некоторые официальные лица заявили, что украинцы или кто-то еще, действующий от имени Украины, мог взорвать «Северный поток» без ведома Зеленского, ссылаясь на отсутствие у него полного контроля над всеми правительственными или военными операциями. Такое правдоподобное объяснение могло бы защитить лидера страны и смягчить политические последствия этого шага.

Однако до сих пор ни одна страна не предоставила убедительных доказательств связи терактов с Украиной, а представитель администрации Байдена предупредил, что перехваченных сообщений от проукраинских субъектов не было.

Министр обороны Германии Борис Писториус также предостерег от поспешных выводов, предположив, что это могла быть операция «под чужим флагом», версию, которую поддерживают другие немецкие политики.

Родерих Кизеветтер, немецкий депутат, знакомый с ходом расследования, сказал, что следователи еще не сообщили о каких-либо результатах, потому что «доказательств слишком мало».

Кизеветтер убежден, что необоснованные домыслы о преступниках могут поставить под угрозу единство Европы.

«Мы должны продолжать искать тех, кто был заинтересован во взрыве и кому выгодны неопределенность и обвинения», — сказал он.

Немецкие следователи искали улики преступления на Андромеде. Официальные лица впервые заинтересовались судном после того, как отечественная разведка получила «весьма конкретную наводку» от западной разведки о том, что судно может быть причастно к диверсии. Об этом сообщил представитель службы безопасности Германии, который, однако, отказался назвать страну, которая поделилась информацией.

По словам чиновника, власти Германии сочли эту информацию достоверной и передали ее полиции.

По словам следователей, «Андромеда» оставила виртуальные следы, когда вышла из немецкого порта в Балтийское море.

6 сентября в порту Хоэ Дюне в Варнемюнде, немецком портовом городе на Балтийском море, недалеко от Ростока, примерно в 245 милях к северу от Берлина, компания Mola Yachting зафрахтовала судно. Пункт проката расположен перед огромным комплексом отдыха, в котором находится пятизвездочный отель, семь ресторанов и эксклюзивный торговый район с видом на гавань.

Следователи заявили, что затем лодка направилась в северо-восточном направлении, остановившись в Хафендорф-Вик, самой северной части острова Рюген.

Когда репортер Washington Post посетил это место в начале марта, там никого не было, если не считать чудака, выгуливающего свою собаку.

Полдюжины яхт качались в воде, где, как говорили, находилась «Андромеда».

«Исследователи были в середине января, и мы помогали им, чем могли», — сказал управляющий портом Рене Редманн.

«Обычно судно, отправляющееся из Ростока с пунктом назначения на Борнхольм, останавливается в Вике», — сказал Редманн, имея в виду датский остров недалеко от взрыва «Северного потока.

Следователи считают, что «Андромеда» покинула Хафендорф-Вик и пришвартовалась у побережья небольшого острова Кристиансо недалеко от Борнхольма.

Остановка в Хафендорк-Вик, вероятно, дала экипажу «Андромеды» последний шанс накопить запасы перед тем, как отправиться на место взрыва.

По словам капитана, на лодки загружают много вещей и продуктов, а также многих путешественников заправляют топливом.

Редманн также сообщил, что информации об именах членов экипажа нет, только название лодки, количество людей на борту и тип судна.

«Работой чартера является запись имен пассажиров», — сказал он.

Томас Рихтер, совладелец чартерной компании Mola, рассказал, что поиски «Андромеды» проходили на острове Рюген, где яхта находилась на зимнем хранении. Однако сообщить какие-либо подробности он отказался.

Несмотря на всю интригу вокруг поврежденных трубопроводов, некоторые западные чиновники не очень-то хотят это выяснить.

На встречах европейских и натовских политиков официальные лица предпочитают не говорить о «Северном потоке». По словам одного дипломата, лидеры не видят особой пользы в том, чтобы копать слишком глубоко и искать неудобный ответ.

Другие дипломаты также считают, что даже наличие явного виновника вряд ли остановит поставки оружия в Украину и снизит уровень возмущения действиями России или изменит стратегию войны. Атака произошла несколько месяцев назад, и союзники продолжают использовать все более тяжелое вооружение в битве, которая в ближайшие месяцы войдет в ключевой период.

Поскольку ни одна страна еще не была исключена из списка подозреваемых в диверсиях, официальные лица заявили, что не хотят делиться подозрениями, которые могут непреднамеренно оскорбить какое-либо из союзных правительств.

«Это как труп на семейном собрании. Все видят, что там тело, но делают вид, что все в порядке», — сказал один из европейских дипломатов, прибегнув к мрачной аналогии.