«ДОБИТЬ ХАМАС» ИЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ? ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЙНЫ В ГАЗЕ

Вячеслав Лихачев Вячеслав Лихачев

«Думаю, в ближайшие две-три недели вы увидите неплохой убедительный финал», — заявил в понедельник Дональд Трамп, комментируя перспективы завершения войны Израиля и ХАМАС в Секторе Газа. Высказывание американского президента, подхлестнувшее обсуждение возможного развития ситуации, прозвучало в непростой момент. Израильское правительство всего три недели назад утвердило расширение боевых действий, поставив армии задачу установить контроль над всей территорией Сектора.

Куда движется этот конфликт, и есть ли какие-то основания для оптимизма? Чтобы ответить на этот вопрос и лучше понять, что происходит, нужно рассмотреть происходящее в трех плоскостях — военной, внутриполитической и внешнеполитической.

Ситуация на земле

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) в настоящее время неспешно завершает блокаду Газы, расположенного на севере Сектора города, давшего название всему палестинскому анклаву. Хотя ранее израильтяне проводили там ограниченные операции, армия не брала город под полный контроль, как это было сделано, например, с Рафахом на юге. Разрушения в Газе не так значительны, как в центральных районах Сектора. Сдержанность израильтян объяснялась как желанием избежать излишних жертв, так и опасением, что боевые действия и приближение армии могут угрожать жизням заложников, которые там содержатся. Военные и теперь не в восторге от поставленной перед ними задачи. Однако политическое руководство Израиля пришло к выводу, что без полного контроля над территорией победы над ХАМАС достичь невозможно.