КОНОПЛЯНЫЙ РЕНЕССАНС, ИЛИ ПОЧЕМУ ЛУБЯНЫЕ КУЛЬТУРЫ СНОВА В ТРЕНДЕ

Виктор Конев Виктор Конев

Уже год как вступил в силу закон №3528-IX, который смягчил чрезмерно зарегулированные разрешительные процедуры на выращивание и переработку конопли промышленного назначения и установил четкие правила культивирования медицинской конопли. До магазинов, где свободно продается марихуана, как, например, в Амстердаме, еще далеко. Но выращивать и перерабатывать промышленную коноплю с содержанием тетрагидроканабинола (ТГК) до 0,2% (а с 2027 года — до 0,3%) стало проще.

Как отметила руководитель сектора сельского хозяйства Офиса эффективного регулирования BRDO Ирина Грузинская, дерегулирование рынка позволит уменьшить затраты бизнеса примерно на 15 млн грн в год, а «самой большой победой бизнеса является то, что конопля для промышленных целей стала обычным сельскохозяйственным растением и уже не считается наркотиком». По мнению Грузинской, с учетом новых возможностей использования в хозяйственной деятельности всех частей растений — соцветий, листьев, стеблей, семян, корней — показатель рентабельности может увеличиться до 184%.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Конопля «в законе»: фермеры очертили перспективы

Коноплю как лубяную и масличную культуру сеяли и до принятия закона №3528-IX, но достаточно часто фермеры, столкнувшись с бюрократическими и рыночными барьерами, отказывались ее выращивать: семена еще можно было продать, а вот солому, являющуюся источником очень прочного волокна, которое не гниет и имеет ряд уникальных свойств, девать было никуда. В Украине почти не осталось мощностей по переработке лубяных культур — льна и конопли.

Было время, когда под льном-долгунцом и коноплей было до 300 тыс. га пахотных земель, а лен был символом Полесья. Но когда развалились льнокомбинаты советского образца из-за ряда субъективных и объективных факторов, крайней технологической отсталости и дороговизны их апгрейда, развалилась и вся отрасль. Плюс коноплю, содержание ТГК в которой превышает 0,08%, отнесли к наркотикам «со всеми последствиями». Теперь же, согласно поправкам к Закону «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах», содержание ТГК в высушенной соломе промышленной конопли не должно превышать 0,3% (как в ЕС и США). Уже легче… Бизнес мгновенно откликнулся. Действительно, образовалась ниша, которую можно и нужно осваивать. Стали больше сеять промышленной конопли. Однако проблема с ее переработкой никуда не исчезла.

И бизнес начал вкладывать средства в строительство новых мощностей. Хороший пример — «Ма’Рыжаны Хемп Компани» (Ma’Rijany Hemp Company), зарегистрированная в селе Рыжаны Чудновской громады Житомирской области. Архитектура этой компании предусматривает создание конечного продукта из выращенной ею же конопли: минимальное плечо от поля до цеха, максимальная добавленная стоимость. В 2024 году коноплей было засеяно около 900 га, в 2025-м — уже 1200. В 2023 году компания начала реконструировать заброшенный льнозавод. Сейчас это современное предприятие, производственная мощность которого составляет около 14 тыс. тонн тресты (конопляной соломы, прошедшей процесс биологического вымачивания) в год. Уже завершены пусконаладочные работы.