Роман Свитан призвал людей относиться с пониманием к тому, что Украина может терять такие самолеты.
Потерю самолета F-16, которая произошла сегодня ночью, нужно воспринять спокойно, но есть проблемы — использование истребителя во время уничтожения дрона может приводить к поломкам, и, соответственно, потерям. Об этом в интервью 24 каналу сказал полковник запаса ВСУ, пилот-инструктор Роман Свитан.
По его словам, применение F-16 — не панацея, особенно, если учесть количество этих самолетов, полученных Украиной.
«Однозначно мы их будем терять. Идут боевые действия, при ведении которых есть допустимые коэффициенты потерь. Без них — абсолютно никак. Причем, начиная от ошибок в технике пилотирования с летчиками, заканчивая техническими моментами, связанными с эксплуатацией самолетов. Потому, что самолет — это сверхсложная система», — акцентировал Свитан.
Он призвал относиться «нормально, с пониманием» к тому, что произошло, тем более, что летчик успел катапультироваться, на что у него были считанные секунды. По словам Свитана, летчик — «очень дорогая единица»: кроме того, что речь идет о человеческой жизни, это еще и дорогая подготовка специалиста высокого уровня. Как отметил специалист, ему непонятно использование самолетов такой сложности, например, для сбивания дронов.
«Выводить F-16 на задание по уничтожению дронов, это как микроскопом гвозди забивать. Это просто у нас сейчас нет тех систем, которые должны были с этими дронами бороться. Нужны легкомоторные самолеты, а F-16 — сверхсложный аппарат, задача которого перехватывать сверхзвуковые цели», — подчеркнул эксперт.
Он пояснил, что на вооружении F-16 есть скорострельная пушка, но снаряды расходуются в течение «нескольких минут». Есть еще ракеты, но каждая стоит от 300 тыс. долларов.
«Сколько он ракет поднимет — ну, шесть возьмет…, а дальше — пушка. И получается, что самолет используется как летающая пушка, из которой работать по «шахеду» очень сложно. «Шахед» взрывается… Если его сбили, а он не упал, а взорвался, то при скоростях, при заходе на цель на коротких дальностях осколки (дрона — УНИАН) попадают в двигатель самолета», — объяснил эксперт.
Потеря истребителя F-16 — что известно
Как писал УНИАН, 16 мая Украина потеряла F-16. Ночью в 03:30 с самолетом была потеряна связь, когда он выполнял задание по отражению воздушной атаки россиян.
По данным Воздушных сил ВСУ, летчик уничтожил три воздушные цели и работал по четвертой, применяя авиационную пушку, но на борту возникла нештатная ситуация. Пилоту удалось отвести истребитель подальше от населенного пункта и катапультироваться.
В то же время президент Украинской авиационной ассоциации пилотов Геннадий Хазан раскритиковал использование F-16 Украиной. По его словам, такие истребители не созданы для сбивания вражеских беспилотников.
Хазан также отметил, что нештатную ситуацию на самолете могло вызвать даже попадание птицы в двигатель.
«Я хочу напомнить, что F-16 — это однодвигательный самолет. И такое могло быть, поскольку он двигался на небольшой высоте, на той высоте, на которой сейчас россияне используют «шахеды». Поэтому могло быть что угодно. Давайте дождемся решения комиссии», — отметил эксперт.