Цена остановки финансирования USAID всех проектов и программ в Украине чрезвычайно высока. Директива Государственного департамента США об аудите Агентства по международному развитию, а затем шаги в сторону его ликвидации стали громом среди ясного неба, невероятно болезненным ударом, сопоставимым с приостановкой с декабря 2023-го по март 2024-го поставок вооружений из США, что повлекло за собой утрату инициативы в борьбе с российской агрессией.
Остановились, в частности, программы восстановления разрушенных агрессором школ, больниц, критической инфраструктуры, программы реабилитации ветеранов. Словом, все, что финансировалось за счет USAID или организаций, зависимых от американского финансирования.
Это огромные суммы: с начала полномасштабного вторжения России USAID выделило Украине 2,6 млрд долл. на гуманитарную помощь, 5 млрд долл. на развитие и 30 млрд долл. в виде прямой бюджетной поддержки. Таких денег внутри измученной войной страны не найти.
Но есть программы, которые нельзя остановить ни при каких обстоятельствах. В частности программы поддержки и реабилитации ветеранов, помощи членам их семей, семьям погибших, пленных, пропавших без вести. Нельзя просто выписать из больниц раненых, потому что нет денег на длительное лечение. Нельзя отключить «горячие линии» и прекратить адресную помощь: о ветеранах нельзя «забыть», такая «забывчивость» немедленно срикошетит туда, на нуль, демотивируя защитников.