WSJ: У СОЮЗНИКОВ УКРАИНЫ ПОЯВИЛОСЬ ВИДЕНИЕ О КОНЦЕ ВОЙНЫ, НО КОЕ-ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ

В Вашингтоне и европейских столицах надеются, что украинское контрнаступление, усиленное западными танками и другим новым оружием, этой весной лишит Россию контроля над украинской территорией.

Теоретически это дало бы киевским силам такое преимущество на поле боя, что президент России Владимир Путин был бы вынужден вступить в мирные переговоры, на которых Кремль уступил бы как минимум территорию, захваченную им после вторжения в феврале 2022 года. Тогда Украина может свободно связывать свои будущее за Западом, а побежденный и ослабленный Путин может столкнуться с гневом собственного народа.

Но мало кто из официальных лиц уверен, что события будут развиваться так гладко, и мало признаков того, что у западных союзников Украины есть серьезный план по управлению ходом событий.

Многие из сторонников Украины сосредоточены на краткосрочных приоритетах: отчаянная попытка найти достаточно боеприпасов для Киева, чтобы сдерживать Россию на востоке Украины, и подготовка к молниеносному контрнаступлению.

Более вероятна война на истощение, которая будет продолжаться до тех пор, пока обе стороны не будут побеждены или истощены настолько, чтобы объявить об окончании, не осознав своих конечных целей.

Многие дипломаты признают, что такой исход будет решаться не через месяцы, а через годы. Но до сих пор нет четкого единого мнения, что делать с Путиным в случае победы Украины.

Существует широкое согласие с тем, что Украине должны быть предоставлены средства для сдерживания будущего российского вторжения либо через НАТО, либо через другой договор с альянсом. Но президент Франции Эммануэль Макрон и некоторые его союзники заявили, что боятся унижения со стороны России и хотят, чтобы Запад дал Украине гарантии безопасности, с которыми Россия может жить. А другие хотят видеть перманентную деградацию российских вооруженных сил.

Макрон был самым откровенным в своем стремлении к быстрому урегулированию. Он отверг разговоры о смене режима в Москве и открыто усомнился в способности Украины добиться полной победы на поле боя, призвав Украину начать переговоры с Кремлем в этом году после того, как она получит ожидаемые выгоды от контрнаступления.

Другие указывают на серьезное препятствие: по мнению западных дипломатов, президент Украины Владимир Зеленский и Путин ведут экзистенциальную битву за будущее своих стран, и каждый по-прежнему верит, что может победить. Пока обе стороны не выразили заинтересованности в рассмотрении вопроса о мире, и мало кто верит, что это изменится в ближайшее время.

Путин, располагающий большим резервом войск, считает, что может дождаться решимости Запада. Зачем тогда договариваться?

«Путин, скорее всего, рассчитывает, что время сыграет в его пользу. И что продолжение войны, в том числе с возможными паузами в боевых действиях, может стать для него лучшим путем к окончательному обеспечению стратегических интересов России в Украине, даже если на это уйдут годы», — заявила Аврил. Хейнс, директор национальной разведки США, во время выступления в Сенате в начале марта.

Перспектива возможной смены администрации США в 2024 году также может обрадовать Путина, если он считает, что президент-республиканец будет меньше поддерживать Киев.

Между тем санкции подрывают экономические основы России. Но Путину еще предстоит столкнуться с негативной реакцией внутри страны, которая может заставить его пересмотреть свою цель присоединения Украины к Великой России. Российская экономика не рухнула, как многие предсказывали, отчасти благодаря поддержке Китая и продолжающимся закупкам нефти в Индии и других странах.

«Мы обеспокоены тем, что Россия все еще может стабилизировать свой бюджет. Это непросто, но они справляются с санкциями лучше, чем мы могли надеяться, заявил в интервью министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис.

Поддержка, которую Путин недавно получил во время визита китайского лидера Си Цзиньпина, вероятно, укрепила его терпение, говорят западные дипломаты, отмечая, что выжидательная тактика Запада эффективно сработала для Путина, когда Россия вторглась в Грузию в 2008 году, захватила Крым в 2014 году и вмешалась военным путем в гражданской войне в Сирии в 2015 г.

Что касается Украины, то Соединенные Штаты и их союзники неоднократно заявляли, что любое решение о том, как закончить войну, должен принимать Киев, хотя некоторые обеспокоены тем, насколько терпеливы их сторонники в сохранении своей поддержки.

«США никогда не позволят Украине пасть. Вот как я воспринял визит президента Байдена в Киев. Меня больше беспокоят мои западноевропейские партнеры и друзья, потому что они менее терпеливы, заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в интервью в пятницу, имея в виду визит Байдена в украинскую столицу в феврале.

Зеленский считается с тем, что может быть приемлемо для его собственного уставшего от войны народа. До сих пор его правительство настаивало на том, что оно не заинтересовано в поисках мира до тех пор, пока не будет восстановлена ​​территориальная целостность Украины.

«Даже с новым вооружением украинские войска вряд ли получат столь решающее преимущество на поле боя, чтобы Киев мог потребовать возврата всей территории, считают дипломаты», — пишет Wall Street Journal.

Украинские успехи в начале войны были достигнуты, когда русские действовали далеко от их собственной территории, когда российские линии поддержки рушились, а боевой дух русских испытывал серьезные проблемы. Воевать за часть Донбасса, контролируемую Россией, где российские войска лучше укрепились, вероятно, будет намного сложнее. Недавняя кровавая бойня в городе Бахмут, где каждая из сторон понесла тяжелые потери ради небольшого территориального завоевания, кажется более типичной для войны будущего.

Союзники Украины могут сделать больше, чтобы склонить чашу весов в пользу Киева. А вот вопрос получения оружия, способного это сделать, вызывает разногласия. Великобритания и Польша настаивают на более мощном оружии, например, британцы поставляют оружие с большей дальностью действия, а поляки обещают небольшое количество истребителей.

США опасаются, что любой шаг будет воспринят Путиным как эскалация. Поэтому, учитывая российский ядерный арсенал, они более осторожны. США отказались отправить армии тактические ракетные комплексы большей дальности MGM-140, или ATACMS. Даже передовые ракетные установки HIMARS, присланные США, были модифицированы для уменьшения их дальности.

Таким образом, Украине предстоит вести более жесткую войну, имея аналогичную огневую мощь, пусть и с несколькими десятками танков, поставленных союзниками. США и их европейские союзники могут вынудить Зеленского досрочно сдаться, угрожая заморозить поставки оружия и помощи, которые поддерживают существование Украины. Но решение оставить Путину территорию, которую он захватил после вторжения, может оказаться политически фатальным для Зеленского.

Опрос, опубликованный на прошлой неделе Международным республиканским институтом, показал, что 97% украинских респондентов считают, что Украина победит. И это число не изменилось с апреля прошлого года. А 74% заявили, что после войны Украина сохранит за собой все территории, которые у нее были в 1991 году.

Более того, некоторые в Европе и Соединенных Штатах считают войну определяющим моментом для демократии во всем мире, что укрепляет их решимость поддерживать поддержку в долгосрочной перспективе.

«Все, с кем я разговариваю по всему миру, все остальные лидеры считают, что это в основном борьба за ценности, в которые мы верим: демократия, верховенство права, территориальная целостность, свобода», — заявил премьер-министр в недавнем интервью. Британский министр Риши Сунак.

Высокопоставленный европейский дипломат заявил, что, хотя среди союзников идет некоторая дискуссия о том, что может означать победа или поражение для Украины, а также элементы постконфликтного урегулирования, серьезных дипломатических инициатив пока нет.

«Создать мирный процесс абстрактно несложно. Но найти момент, когда это станет реальным вариантом, гораздо сложнее, сказал чиновник.

В конечном счете, союзники считают свой нынешний курс, каким бы неопределенным он ни был, единственным жизнеспособным вариантом, поскольку стремление Китая захватить контроль над Тайванем скрывается в тени Украины.

По данным американской разведки, Си Цзиньпин приказал своим войскам быть готовыми в течение следующих нескольких лет, если он решит начать вторжение. Западные дипломаты считают, что китайскому лидеру нужна высокая уверенность в своих шансах на успех. США и их союзники видят свою роль в вооружении Тайваня и обучении собственных вооруженных сил, чтобы посеять достаточно сомнений и сдержать Си Цзиньпина.

Как и Путин, Си Цзиньпин считает, что история на его стороне, указывая на глобальный финансовый кризис и хаотичный уход Америки из Афганистана как на признаки того, что Америка является декадентским государством-гегемоном. Союзники говорят, что если решимость Запада в отношении Украины ослабнет, это пошлет Си Цзиньпину потенциально катастрофический сигнал о том, что он прав.