Тысячи таких людей приехали в Украину. Многие из них — американцы, которые пообещали принести на поле боя военный опыт, деньги или припасы для справедливой войны. Газеты на родине хвалили их за мужество, а доноры поддержали их миллионами долларов.
Сейчас, после года войны, многие из этих добровольческих отрядов враждуют друг с другом и подрывают обороноспособность Украины. Некоторые из них растратили деньги или приобрели героизм. Другие начали заниматься благотворительностью, но при этом пытаются заработать на войне, пишет New York Times.
Издание пишет, что подполковник морской пехоты в отставке из Вирджинии столкнулся с федеральным расследованием в США из-за возможного незаконного экспорта военных технологий. Бывший солдат армии США прибыл в Украину только для того, чтобы стать предателем и бежать в Россию. Житель Коннектикута, солгавший о своей военной службе, обнародовал данные о поле боя, в том числе точное местонахождение своего подразделения, а также хвастался легким доступом к американскому оружию. Бывший строитель разработал план подделки паспортов для новобранцев из Пакистана и Ирана. И в одном из самых запутанных эпизодов крупнейшая группа добровольцев вовлечена в борьбу за власть с участием жителя Огайо. Он солгал о том, что он морской пехотинец и помощник управляющего американской сети ресторанов LongHorn Steakhouse.
«Такие персонажи интегрированы в украинскую оборону из-за дистанции, на которую ушли США: администрация Джо Байдена посылает оружие и деньги, но не профессиональные войска. Это означает, что на украинском фронте активны люди, которым не позволили бы даже приблизиться к полю боя войны с участием США. И зачастую имеют неконтролируемый доступ к вооружению и военной технике.
The New York Times отмечает, что многие добровольцы, отправившиеся на войну в Украину, поступили так самоотверженно и действовали героически. Некоторые из них погибли в боях. Иностранцы спасали мирных жителей, помогали раненым и мужественно сражались плечом к плечу с украинскими воинами. Другие собрали деньги на покупку предметов первой необходимости. Но в крупнейшей войне в Европе с 1945 года нет разделения на хорошо обученных добровольцев и людей, которым не хватает навыков или дисциплины для эффективной помощи. The New York Times изучила более 100 страниц внутренних документов волонтерских групп и провела более 30 интервью с волонтерами, солдатами, сборщиками средств и официальными лицами США и Украины. Некоторые из них говорили на условиях анонимности из-за конфиденциальности информации.
Эти интервью и журналистские расследования выявили многочисленные случаи обмана, ошибок, конфликтов, которые подорвали волонтерское движение, запущенное после полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года, когда о помощи обратился президент Владимир Зеленский.
«Все друзья Украины, которые хотят присоединиться к защите страны, приходите. Мы дадим вам оружие», — сказал Зеленский.
Тысячи откликнулись на его призыв. Некоторые присоединились к воинским частям, таким как Иностранный легион. Другие начали жертвовать или собирать деньги на покупку необходимых вещей. Когда Киев был под ударом русских, не было времени проверить каждого добровольца. В Иностранный легион и другие добровольческие формирования попадали люди с неблагополучным прошлым, а также с фальшивыми документами. На вопрос обо всех этих проблемах украинские военные не говорят о конкретных проблемах, а лишь уверяют, что позаботились о том, чтобы российские агенты не проникли в ряды добровольцев.
«Мы расследовали такие случаи и передавали их в правоохранительные органы», — сказал представитель ГУР Андрей Черняк.
«Ложь миллион раз»
Джеймс Васкес — один из самых известных американцев, воюющих на стороне Украины. Через несколько дней после вторжения подрядчик по ремонту из Коннектикута заявил, что уходит на фронт. Местная газета написала статью о Васкесе. В нем рассказывается история сержанта армии США, который бросил работу и семью, чтобы взять автомат и отправиться на поле боя. С тех пор Васкес размещал в Интернете короткие видеоролики фронта и как минимум один раз вел трансляцию, обнародовав точное местонахождение своего устройства. Он использовал свою историю для привлечения пожертвований.
«Я был в Кувейте во время операции «Буря в пустыне». Я был в Ираке после 11 сентября 2001 года. Эта война — совсем другой зверь», — сказал Васкес в видео, записанном для сбора денег.
Журналисты New York Times выяснили, что американец никогда не был ни в Кувейте, ни в Ираке, вообще нигде. Это подтвердил Пентагон. Васкес специализировался на ремонте топлива и электрооборудования. Он ушел из армии США не сержантом, как он утверждает, а рядовым первого класса. Это самый низкий чин в вооруженных силах США.
Однако Васкес получил свободный доступ к оружию, в том числе к американским винтовкам. Откуда они пришли? «Я действительно не знаю», — ответил он в текстовом сообщении. Однако Васкес отметил, что это оружие «совершенно новое, из коробки, и у нас его много». Он также написал в Twitter, что в Украине можно не беспокоиться о международных правилах ведения войны. The New York Times пишет, что, когда Васкеса допрашивали о его ложных утверждениях о его военной службе в Соединенных Штатах, он участвовал в бою с отрядом волков да Винчи. После этих вопросов американец деактивировал свою страницу в Твиттере и сказал, что может покинуть Украину, поскольку власти обнаружили, что он воевал без необходимого военного контракта.
Васкес признал, что десятилетиями лгал о своем военном опыте и что его на самом деле выгнали из армии США. Однако он отказался назвать причину.
«Мне пришлось миллион раз солгать, чтобы продвинуться вперед. Я не думал, что до этого дойдет, — сказал Васкес в интервью.
Публичные конфликты
Украинское правительство в начале войны поспешно сформировало Иностранный легион. Представитель Легиона сообщил New York Times, что на проверку каждого добровольца ушло не более 10 минут. Таким образом, польский беглец, которого в Украине посадили за правонарушения, связанные с оружием, мог возглавить целое подразделение. Солдаты рассказали The Kyiv Independent, что он присваивал боеприпасы, приставал к женщинам и угрожал своим подчиненным. Украинские официальные лица первоначально говорили о 20 000 потенциальных добровольцев Иностранного легиона. Но в конце концов к нему присоединилось гораздо меньше людей. Источники сообщили изданию, что в легионе воюют около 1500 добровольцев.
Некоторые опытные бойцы работают в Центральном разведывательном управлении Министерства обороны. Но были и серьезные проблемы. Бывший рядовой армии США Джон Макинтайр был исключен из Иностранного легиона за плохое поведение. Макинтайр бежал в Россию и недавно выступил по государственному телевидению, где утверждал, что передавал разведывательные данные Москве.
Внутренние документы указывают на то, что Легион попал в беду. Приток добровольцев прекратился. В марте базирующийся в Вашингтоне проект по борьбе с экстремизмом написал, что в добровольческое подразделение «по-прежнему входят лица, которые считаются непригодными для выполнения своих обязанностей».
Бывший криптолог ВМС США и комментатор MSNBC Малкольм Нэнс приехал в Украину в прошлом году и разработал план по наведению дисциплины в Иностранном легионе. Но вместо этого он сам застрял в хаосе. Частые появления Нэнса на телевидении сделали его одним из самых известных американцев, поддерживающих Украину. Имеет значительный военный опыт. Нэнси разработала кодекс чести для Легиона и, кажется, также пожертвовала некоторое снаряжение.
Теперь он вовлечен в запутанную и бесполезную борьбу за власть. Это часто выливается в посты в Твиттере, где Нэнси назвал одного из своих коллег «толстым» и сообщником «проверенного мошенника». Он бездоказательно обвинил один из проукраинских фондов по сбору средств в мошенничестве. После ссоры с двумя администраторами Иностранного легиона Нэнси написала «отчет контрразведки», пытаясь добиться их увольнения. В частности, он обвинил представителя Легиона Эбигейл Файк в попытке купить дом в австралийском реалити-шоу на деньги, которых у нее не было. Нэнси назвала ее «потенциальным российским шпионом», но не представила никаких доказательств. Фике отвергает обвинения и по-прежнему представляет Иностранный легион. Спор поставил под сомнение, кто может выступать от имени легиона и собирать пожертвования для воинов.
Нэнси уехала из Украины, но продолжает собирать деньги с новой группой Соратиных. Один из них — бывший член Иностранного легиона Бен Лаки. Другим волонтерам он рассказал, что когда-то служил в Корпусе морской пехоты США, а на своей странице в LinkedIn указал, что был помощником менеджера сети ресторанов LongHorn Steakhouse. В Пентагоне говорят, что у Лаки вообще нет военного опыта. А в сети ресторанов у него не было указанной им должности.
Иностранный легион перестал расти. Так Райан Рот, бывший строитель из Северной Каролины, начал вербовать афганских солдат, бежавших от талибов. В прошлом году Рот провел несколько месяцев в Украине. Он сказал, что хотел перевезти афганцев из Пакистана и Ирана, в некоторых случаях нелегально. Рот говорит, что десятки добровольцев проявили интерес.
«Возможно, мы сможем покупать паспорта через Пакистан, поскольку это очень коррумпированная страна», — сказал он в интервью в Вашингтоне.
Неизвестно, сработал ли его план.
Растраченные пожертвования
Грэди Уильямс — 65-летний инженер на пенсии, не имеющий за плечами военного опыта. Но в 2019 году ему были предъявлены обвинения в метамфетамине. Он был экскурсоводом-волонтером на ранчо Рональда Рейгана в Санта-Барбаре, когда услышал звонок Зеленского.
«Я стреляю из ружья с 13 лет. «У меня не было оправдания, чтобы сказать: «Я не пойду», — сказал Уильямс.
Он отправился в Польшу, где пересек украинскую границу, а затем сел на поезд до Киева. Он встретил двух американцев в военной форме.
«Они сказали: «Чувак, присоединяйся к нам», — сказал Уильямс журналистам.
Добровольцы привезли его на базу недалеко от фронта и дали автомат. Через несколько дней, по словам Уильямса, он чуть не погиб, сражаясь под Бучей вместе с украинскими солдатами. Через неделю украинские военные поняли, что американец не зарегистрирован, и отправили его обратно в Киев. Оттуда он пошел по запутанному пути и в конце концов начал собирать деньги для волонтеров из Грузии. Уильямс собрал 16 000 долларов, пообещав купить электрические мотоциклы для бойцов. Но грузинские добровольцы выгнали его после конфликта с одним из них. Уильямс говорит, что он потратил 6900 долларов на пожертвования на мотоциклы, а остальные деньги потратил на поездки и другие личные расходы.
The New York Times пишет, что есть много примеров растраты денег людьми с добрыми намерениями. Мрия Эйд, возглавляемая канадским подполковником, потратила 100 000 долларов от доноров на высокотехнологичные американские очки ночного видения. Но потом выяснилось, что были закуплены менее экономичные китайские модели, о чем свидетельствуют внутренние документы.
«У нас проблемы с приборами ночного видения», — сказал волонтер «Мрии Эйд» Любомир Чабурский. Он отметил, что эта закупка составляет всего 2% от помощи, оказанной организацией.
Ранее в этом году группа Mozart, созданная двумя бывшими морскими пехотинцами для помощи Украине, распалась после того, как один основатель подал на другого в суд за кражу и злоупотребления.
Отсутствующие документы
Прошлой весной волонтерская группа под названием «Герои Рипли» заявила, что потратила около 63 000 долларов на камеры ночного видения и тепловизионные камеры. На часть этого оборудования распространяются экспортные ограничения США. Потому что противник потенциально может получить преимущество, если захватит эти технологии. Волонтеры на передовой заявили, что Ripley’s Heroes доставили оборудование в Украину без необходимых сопроводительных документов, которые могли бы идентифицировать реальных покупателей и получателей. Недавно федеральные власти начали расследование этой партии.
В свою защиту основатель группы, полковник морской пехоты США в отставке Хантер Рипли Роулингс, отправил документы в New York Times. Но они лишь подтверждают, что «Герои Рипли» не уведомляли Госдеп о себе как о покупателе оборудования. Организация говорит, что они собрали около миллиона долларов. И часть денег была обеспечена Васкесом, который, по-видимому, был главным стратегом организации. Он рекламировал «Героев Рипли» своей онлайн-аудитории. В прошлом году организация потратила 25 000 долларов на дистанционно управляемые разведывательные машины. Но эта техника так и не была поставлена. Полковник Роулингс сказал, что поставка была задержана в Польше из-за юридических проблем.
Полковник Роулингс также сказал, что его группа в США ожидает решения о некоммерческом статусе. Но он еще не раскрыл свои расходы и не предоставил копию своего заявления на получение такого статуса ни New York Times, ни донорам, которые его запросили. Поэтому неизвестно, куда уходят деньги.
Деловые записи в Польше и США указывают на то, что полковник Роулингс также открыл еще одну некоммерческую компанию под названием Iron Forge. В интервью он сказал, что хочет, чтобы его и другие благотворительные организации платили Iron Forge за транспортировку. Это означает, что пожертвования будут использованы для финансирования его частного бизнеса. Но он утверждает, что конфликта интересов нет. Потому что Iron Forge вернет деньги на благотворительность.
Через несколько дней после разговора с Васкесом и другими конфликтующими членами различных групп — Героев Рипли, Иностранного легиона и так далее — New York Times поговорила с Васкесом, и они еще больше обострили свои аргументы. Они обвиняют друг друга в трате денег и лжи о себе. Когда бывший союзник напал на Васкеса, Нэнси вступилась за него.
«Джеймс не фейк, у него были проблемы. Он много сделал для Украины, но у него есть проблемы, с которыми нужно справиться», — написала Нэнси в Twitter.