Пять лет назад, еще до полномасштабного вторжения, я писал о важности развития промышленной политики для экономического роста и обеспечения устойчивости Украины в условиях глобальных вызовов.
Тогда в структуре экспорта доля сырья достигала 70%, а доля перерабатывающей промышленности в ВВП стремительно падала. Было очевидно, что отсутствие четкой стратегии индустриализации приведет к значительному сокращению численности населения, снижению экономического потенциала и росту разрыва между Украиной и высокоразвитыми странами.
Конечно, наибольшие потери мы понесли в результате полномасштабного вторжения.
Впрочем, я убежден, что именно отсутствие промышленной политики в те периоды и является причинно-следственным результатом отсутствия сильной экономики и мощного ОПК. Ведь для производства вооружений, будь то баллистическая ракета, ЗРК или обычный снаряд, необходимо привлечь десятки смежных производителей продукции военного, двойного и гражданского назначения.
И если бы у нас были развитая промышленность и наличие на вооружении сотен или даже тысяч «Нептунов», «Соколов», «Сапсанов», «Точек», не говорю уже о «Сатане», то 24.02.22 для всех нас было бы обычным днем, о котором бы сегодня вряд ли кто-то вспоминал.
Сейчас, пять лет спустя, мы имеем возможность посмотреть на эти прогнозы сквозь призму тяжелых реалий, с которыми страна сталкивается сегодня во время войны. И хотя многие предположения оказались трагически точными, не все потеряно. Более того, сегодня мы должны начать рассматривать не только потери, но и шансы, которые открываются перед Украиной на пути к экономическому восстановлению и обретению членства в ЕС.