Образ современного российского диктатора вызывает у людей разнообразнейшие чувства. Кто-то откровенно восхищается им, а кто-то так же откровенно желает ему смерти. Для кого-то конец жизни лидера соседней страны-агрессора станет чуть ли не личным горем, а для кого-то — поводом для радости и даже празднования. Рано или поздно в Википедии таки появится дата его смерти, и настоящая она или нет — будут исследовать все, кому хватит времени и желания. Я же предлагаю обзор художественной сатисфакции, которая точно состоялась, — спектакля столичного «Дикого театра» «Тени».
«Дикий театр» — независимый театр, который еще в 2016 году (год его создания. — Ю.С.) четко и амбициозно заявил о своем творческом характере. Здесь не боятся острых, радикальных и провокативных тем, к которым наше общество зачастую совсем не готово. Наоборот, такие темы — это их сознательный репертуарный выбор. Кому-то этот театр нравится, кого-то раздражает и возмущает, но никого не оставляет равнодушным. В начале каждого спектакля к зрителям обращается, как она сама себя называет, хозяйка «Дикого театра» Ярослава Кравченко и каждый раз спрашивает, есть ли в зале те, кто пришел впервые. Сейчас поднимается 10–15 рук при том, что зал Сцены 6 Довженко-центра, где проходит большинство спектаклей, вмещает 320 зрителей. Вот вам и не что иное, как народная любовь и признание, чего не имеют (или утратили со временем) даже некоторые столичные национальные театры.
В Киеве начался Фестиваль первых пьес Театра ветеранов: свои произведения представили драматурги — воины ВСУ
Поэтому и неудивительно, что энергия «Дикого театра» привлекла внимание именитого украинского продюсера театра и кино, основателя группы компаний SOTA Cinema Group Олега Кохана, который в течение многих лет был творческим соратником Киры Муратовой, продюсировал ее фильмы, а также фильмы Романа Балаяна, Кшиштофа Занусси, Отара Иоселиани и других известных и талантливых художников, не ограничиваясь кинопростором.
На вопрос ZN.UA, что стало определяющим в его желании сотрудничать с «Диким театром» (это первое творческое сотрудничество), Олег Кохан ответил: «Определяющей была актуальная пьеса Артема Афяна, которую я предложил поставить талантливому молодому режиссеру Нике Литкевич. И вместе мы пришли в «Дикий театр», потому что считали, что эта площадка с его «дикой энергией» и фокусом на остросоциальных спектаклях современных авторов поддержит нашу инициативу. Ведь в любом виде визуальных искусств очень важно, кроме авторов, место показа — это своеобразное место силы проекта со своей энергией, аудиторией и видением, которые либо усиливают авторские смыслы, либо наоборот. Здесь очень важно, чтобы все совпало и нам это удалось».
Артем Афян — имя и фамилия, которые сейчас нельзя найти среди перечня современных драматургов. Артем — в других рейтингах: он один из топовых юристов Украины. А также автор пьесы «Тени тирана» — простого и легкого сатирического текста. Хотя Артем объясняет свой замысел аллюзией на образ ада из романа «За закрытыми дверями» Жан-Поля Сартра, отсылками к измененной речи Чарли Чаплина из фильма «Великий диктатор» и опять-таки аллюзиями на тему политического двойника в японском эпическом фильме Акиро Куросавы «Тень воина».
Кстати, именно японские исследователи, проанализировав с помощью искусственного интеллекта лицо, голос, движения тела и походку, вычислили, якобы есть как минимум пять разных «Путиных». Их даже классифицировали по кличкам (Крым, Бункерный, Болтун и прочие). В пьесе «Тени тирана» двойников Путина три, и они имеют лишь нумерацию. Есть еще один, о котором другие лишь вспоминают, — он мертв.