ПЕНТАГОН ОЖИДАЕТ БОЛЬШИХ ПОТРЯСЕНИЙ С ВОЗВРАЩЕНИЕМ ТРАМПА В БЕЛЫЙ ДОМ — WP

Есть опасения, что Трамп намерен выполнить ряд противоречивых предвыборных обещаний, что приведет к огромным последствиям для военных.

Пентагон ожидает серьезных потрясений с возвращением новоизбранного президента США республиканца Дональда Трампа в Белый дом на фоне опасений, что бывший и будущий верховный главнокомандующий выполнит свои обещания по использованию вооруженных сил против «внутренних врагов», потребует лояльности от ключевых военных лидеров и попытается сделать внепартийную институцию четко лояльной к нему, пишет WP.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Трамп «прав»: Рютте заявил, что членам НАТО нужно больше тратить на оборону

Эта тревога уходит корнями в первый срок Трампа, когда он нарушал нормы и часто конфликтовал с высшим руководством Пентагона, в том числе с несколькими собственными политическими назначенцами. На этот раз Трамп не показал никаких признаков изменения курса.

«Наибольшая опасность, с которой сталкиваются военные при втором президентстве Трампа, — это быстрая эрозия их профессионализма, что подорвет их статус и уважение со стороны американского народа. Трамп не имеет истинного понимания гражданско-военных отношений или важности внепартийных, неполитических вооруженных сил», — считает профессор и историк из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Ричард Кон.

Представительница Трампа Каролина Левитт заявила, что голосованием американская общественность дала новоизбранному президенту «мандат на выполнение обещаний предвыборной кампании» и Трамп выполнит эти обещания.

Несколько чиновников первой администрации Трампа публично предупреждали о его авторитарных импульсах. В их числе бывший министр обороны Марк Т. Эспер, бывший глава Объединенного комитета начальников штабов и Марк А. Милли, бывший руководитель аппарата Белого дома Джон Келли, а также отставной генерал Джим Мэттис, первый министр обороны Трампа. Мэттис мало говорил публично во время выборов, но в июне 2020 года раскритиковал Трампа, назвав того «первым президентом в его жизни, который не пытается объединить американский народ». В должности каждый из них служил оплотом против самых темных импульсов Трампа, выражая серьезные опасения, что тот нарушит Конституцию, отдавая незаконные приказы военным.

В должности президента Трамп увеличил бюджет Пентагона, заставлял союзников США тратить больше средств на оборону и ослабил ограничения на ведение боевых действий, введенные президентом-демократом Бараком Обамой — шаги, которые в Минобороны страны встретили положительно.

Но импульсивный характер президентства Трампа вызвал скандалы, в частности, когда он вмешивался в уголовные дела американских военнослужащих, осужденных за военные преступления, искал возмездия критиковавшим его отставным генералам и призывал к запрету на службу трансгендерам. Такие шаги часто ставили чиновников Пентагона в тупик и заставляли их «угадывать», чего именно хочет Трамп и не передумает ли он.

Будучи президентом, Трамп использовал свои личные социальные сети для сообщений об основных шагах американских военных за рубежом, включая вывод войск с севера Сирии, что повлекло за собой хаос для тамошних партнерских сил, и сокращение присутствия в Афганистане, в то время как американские чиновники одновременно вели переговоры с «Талибаном». Командиры считали такие действия в лучшем случае «нетипичными».

Первая администрация Трампа также работала над тем, чтобы искоренить государственных служащих, которые подозревались в подрыве повестки дня президента или высказывали свое мнение, когда казалось, что его директивы были незаконными. Представитель Министерства обороны заявил в среду, 6 ноября, что хотя большинство сотрудников Пентагона и военнослужащих пытаются избегать политики, некоторые из них испытывают страх, исходя из опыта во время первого президентства Трампа, когда хаотическое принятие решений и резкие смены руководства подчас усложняли выполнение их работы.

После объявления о победе Трампа на выборах министр обороны США Ллойд Остин, сам отставной генерал, обратился к сотрудникам ведомства, заявив, что Пентагон совершит «спокойный, упорядоченный и профессиональный переход к новой администрации Трампа». Он также подчеркнул, что военные должны «продолжать стоять отдельно от политической арены».

В июле Остин предпринял попытку защитить «внепартийных» сотрудников ведомства от потенциального политического вмешательства. В служебной записке он отметил, что таким сотрудникам должна быть обеспечена надлежащая правовая процедура и они не должны быть уволены без суда и следствия. Пока непонятно, какой долговременный эффект это будет иметь на гражданские кадры, если вообще будет иметь.

В то время как новые президенты всегда выбирают своих политических назначенцев, высшие военные чины Пентагона уже давно избираются на ротационной основе. Глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Чарльз Браун-младший и высшие офицеры каждого рода войск — все они в прошлом году приступили к исполнению своих обязанностей, и этот срок обычно длится четыре года.

Трамп, как верховный главнокомандующий, имеет право уволить кого-либо из них по собственному желанию. Такой шаг мог бы вызвать политическую реакцию со стороны отставных генералов и законодателей из обеих партий, которые оценивали и утверждали эти кандидатуры, но это также позволило бы Трампу назначить кого-то другого — кто, по его мнению, будет более лояльным.

По словам высокопоставленного американского чиновника, осведомленного с дискуссиями в Пентагоне, среди высшего руководства есть ощутимая обеспокоенность, что Браун не продержится в должности до конца своего срока.

Бывший юрист ВВС Рэйчел ВанЛендингем сказала, что ее больше всего беспокоит угроза использования армии для подавления инакомыслия в США. По ее словам, хотя военнослужащие обязаны соблюдать законы страны, все президентские приказы будут интерпретироваться рядовым составом как законные, даже если попадают в «серую зону», ведь есть риск дисциплинарного наказания для тех, кто не будет подчиняться приказам.