125 ЛЕТ ОДНОЙ ИЗ СОКРОВИЩНИЦ НАШЕЙ НАЦИИ

Мирослава Макаревич Мирослава Макаревич

Национальный художественный музей Украины (NAMU), наш музейный форпост, отмечает в октябре этого года свое 125-летие. Один из наибольших и старейших музеев Украины, построенный одним из самых любимых киевлянами архитекторов Владиславом Городецким, волею судьбы из-за своего расположения (рядом с правительственным кварталом) всегда оказывается в эпицентре политических событий. Только во времена восстановленной Независимости музей трижды срочно снимал и прятал свою коллекцию: в ходе Оранжевой революции, Революции Достоинства и в первые дни полномасштабной войны России против Украины.

Накануне празднования юбилея и уникальной ЗD-выставки портрета 1925 года, которая откроется 10 октября, ZN.UA встретилось с генеральным директором NAMU, искусствоведом Юлией Литвинец, преданно служащей музею более 20 лет.

Национальный художественный музей Украины (НХМУ)

— Юлия, Национальный художественный музей Украины во время полномасштабного вторжения открыл двери для широкой общественности только летом 2023 года. До этого музей посещали исключительно иностранные делегации, интересовавшиеся, как функционирует такое учреждение во время войны. Следовательно, из-за специфики расположения и глобальной ситуации вы более активны за границей, чем дома.

— Так и есть, наша выставочная деятельность сейчас в большей мере сосредоточена за границей. Конечно, мы организуем некоторые небольшие проекты непосредственно в музее. Когда работают выставки, открываем служебный вход для посетителей, что очень непросто с точки зрения организации в нынешних условиях. Центральный вход до сих пор на реконструкции, в музее продолжаются реставрационные работы.

— На каком этапе они сейчас?

— Следует подчеркнуть, что это первые реставрационные работы за все время существования музея. Но эти планы были откорректированы полномасштабной войной. Из-за разных опасений военного времени продолжаем реставрацию внутри музея. В частности полностью отреставрировали, отремонтировали и обновили оборудование в одном из фондохранилищ. Это сделали благодаря средствам британской фирмы Thames & Hudson и фонда ALIPH, который финансирует музеи на территории стран, где ведутся боевые действия. Этот фонд больше сосредоточен на сохранении движимых достопримечательностей, но с учетом нашей выдающейся архитектуры и того, что на самом деле ступеньки музея — не просто ступеньки, а под ними есть помещения, а под этими помещениями — еще помещения (улыбается), мы получили грант. Реставрация продолжается, надеюсь, что Министерство культуры тоже подключится и поддержит нас. Планируем до конца 2024 года или в начале следующего открыть центральный вход.

— Как реставрация учитывает моменты безбарьерности?

— Наш большой проект реставрации включает эту составляющую. У нас будут пандусы, лифт, расширенные ступеньки со стороны улицы Грушевского. А за скульптурой льва со стороны Музейного переулка будет находиться платформа, поднимающая маломобильных людей. Из-за войны мы затормозили с этими процессами, но верим, что в скором времени сможем все завершить.