НА ГРАНИ: МИГРАЦИЯ И ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УКРАИНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

Яна Сычикова Яна Сычикова Наталья Цыбуляк Наталья Цыбуляк

Полномасштабная война кардинально повлияла на нашу профессиональную и личную жизнь. Будни усложняются из-за отключений электроэнергии, сигналов воздушной тревоги, перебоев с Интернетом и постоянной тревоги за близких и будущее страны. Конечно, так живет вся страна. Ненормальные условия стали почти обыденностью. Очень тяжело тем, кто работает в образовании, ведь в каком бы состоянии (психологическом или физическом) ни находились преподаватели, они должны вести занятия, поддерживать учеников или студентов, принимать участие в конференциях или проектах. А преподаватели университетов — еще и заниматься исследовательской деятельностью.

Длительный стресс, накапливающийся изо дня в день, постоянная смена обстоятельств и условий профессиональной деятельности, в которых даже простые и обычные вещи становятся подвигом, — все это приводит к выгоранию. И если выгорание учителей привлекает внимание, то, что происходит с преподавателями университетов, почти не обсуждается.

Как учителю избежать выгорания. Советы психолога Как учителю избежать выгорания. Советы психолога

Команда исследователей Бердянского государственного педагогического университета — Наталья Цыбуляк, Анна Лопатина, Анастасия Попова, Яна Сычикова — провели всеукраинское исследование «Миграционный статус и выгорание украинских преподавателей во время войны». В нем приняли участие 836 преподавателей из 164 заведений высшего образования. 37% из них стали вынужденными переселенцами внутри страны (24%) или за ее пределами (13%). И это дало возможность не только получить данные о выгорании преподавателей, но и сравнить их среди разных групп в зависимости от того, являются ли преподаватели мигрантами или остались в стране. Наше исследование сосредоточилось на нескольких вопросах.

Миграционный статус и выгорание украинских преподавателей во время войны

Опрос показал, что почти все участники чувствовали выгорание. Но интенсивность этого состояния значительно варьировалась в зависимости от миграционного статуса во время войны. Выгорание, согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), имеет три основных проявления: чувство постоянной нехватки энергии и истощение (эмоциональное истощение); психологическая отстраненность от работы, неприятие, предубежденность или цинизм к своей работе (деперсонализация) и снижение профессиональной эффективности (обесценивание своих профессиональных достижений). Именно на них мы обращали внимание в своем исследовании.

Эмоциональное истощение. Самый высокий его уровень наблюдался у преподавателей, вынужденно выехавших за границу, — 64% из них заявили об этом. Среди внутренних мигрантов этот показатель составлял 55%, а среди тех, кто остался на своих местах, — 45%. Основными проблемами для всех групп были тревога за семью, нестабильность ситуации в стране и отсутствие надлежащей поддержки.

Деперсонализация. Среди преподавателей, выехавших за границу, деперсонализация была самой выраженной. 48% из них потеряли эмоциональную связь со студентами и коллегами из-за постепенной утраты чувства принадлежности к академическому сообществу. Среди внутренних мигрантов этот показатель составлял 35%, в то время как среди тех, кто остался на своих местах, — 28%.

Обесценивание своих профессиональных достижений. Около 50% внешних мигрантов чувствовали значительное снижение своих профессиональных достижений, в то время как среди внутренних мигрантов таких было 40%. Среди преподавателей, оставшихся на своих местах, 30% также чувствовали обесценивание своих профессиональных успехов, но на более низком уровне.

Факторы, влияющие на выгорание преподавателей украинских университетов

Прежде всего это ухудшение ситуации в сфере безопасности, что является критическим фактором независимо от миграционного статуса. Около 84–87% респондентов чувствуют тревогу за свою жизнь, жизнь близких и будущее страны. Это свидетельствует о том, что постоянная опасность — один из ключевых триггеров выгорания, поскольку снижает эмоциональную стабильность и препятствует сосредоточению на профессиональной деятельности.

Экономическая нестабильность. Многие особенно остро почувствовали недостаточность оплаты труда и нестабильность социальной защиты. Например, 55% внешних мигрантов и 49% внутренних сообщили о негативном влиянии экономической нестабильности. Внешние мигранты, со своей стороны, испытали дополнительные финансовые трудности из-за роста стоимости жизни за границей, что усиливало их выгорание.

Увеличение нагрузки тоже оказывало значительное влияние на выгорание. Все респонденты отметили увеличение объема работы и ее сложности, но внутренние мигранты столкнулись с дополнительными трудностями из-за нехватки ресурсов и необходимости адаптироваться к новым условиям. Около 50% из них сообщили, что неопределенность в отношении будущей профессиональной деятельности влияла на их состояние, а 35% указали на отсутствие ресурсов для эффективной работы.