КОНТРОЛЬ НАД ГАЗОВОЙ МОНОПОЛИЕЙ ФИРТАША — ЛЕГКО СКАЗАТЬ, НО…

В прошлую пятницу прошли обыски сразу в 16 Фирташевских РПГ. Более того, две из этих компаний («Харьковгоргаз» и «Криворижгаз») со временем попытаются объединиться в специально созданное для этого ООО «Газмережи» из НАК «Нафтогаз Украины»… Фактически это уже второе прекращение контроля. В январе НАК по тем же направлениям вывела свое руководство на «Харьковгаз» и «Днепргаз».

Было объявлено, что «до конца года» все фирташевские облгазы перейдут под контроль НАК. Но в этом огромном разнообразии планов возникает ряд вопросов. Во-первых: почему так поздно-то? Сейчас идут обыски в компаниях, которые прошлой весной (законно) были переданы под контроль госструктур.

В мае 2022 года по решению суда корпоративные права 26 операторов газораспределительных систем были переданы Агентству по розыску и управлению активами (АРМА). Мотивом послужило ходатайство госспециалиста о неуплате за пользование газовой сетью. Большинство труб в облгазах принадлежат государству.

Украина заявила ЕС, «что только 65% имущества газораспределительных систем находится в государственной власти; 18% — в коммунальной; 8% — собственность операторов ГРС и 9% — другие собственники». Понятно, что в разных компаниях по разному. Инструменты в основном в городах.

Платить, естественно, должно государство, но фишка в том, что добрые люди из Минэнерго пятью годами ранее разрешили большинству облгазов (37 из 43) этого не делать. Сейчас ищут кого-то из подписантов из Минэнерго. Хотя есть и другие юридические улики, оправдывающие «неуплату.

Областные газовые компании были арестованы за неуплату начисленных в 2017-2020 гг., и их оценили в 1,49 млрд грн. Но после арестов активов за трубы лучше было не платить. По данным этого года, три-четыре из 43 компаний платят за сети НАК. Вообщем сейчас, спустя пару лет, сумма увеличилась.

Но на фоне общей массы облигационной задолженности за поставленный ресурс (уверенно стремятся к ста миллиардам гривен) неуплата по трубам точно была причиной, а не главной проблемой. Но процесс был запущен, а потом наступила долгая пауза.

В самой АРМА облгазы долго не задержались, их передали в управление НАковскому Черноморнефтегазу, где они благополучно зависли.

НАК было не до того, в руководстве произошла встряска и по-настоящему в руки «подарок» попал только в октябре, когда он был уже третьим лидером за год. Новая нагрузка не вызвала радости — это уже был не очень радужный опыт. «Нафтогаз» годами пытается навести порядок в подконтрольном ему «Кировоградгазе». Дело пошло с явным скрипом. В результате (в лучшем случае) облгаз попал в группу крестьян-середняков по расчетным показателям. Так, перед самой войной передовой «Донецкоблгаз» был закреплен за НАК».

А в «Нафтогазе» откровенно торопились с приемом в управление новых. Еще летом 2021 года Совет национальной безопасности и обороны принял решение о возвращении «Черкасёблгаза» в государственную собственность, но только через год это было как-то оформлено. А тут — бац, больше двух десятков компаний, с десятком миллионов подписчиков. Очевидно, что простое взятие его в руки гарантировало провал. Не было ни кадров, ни навыков.

По неофициальным данным были контакты с Фирташем по поводу условий дальнейшего выхода из ситуации..но не договорились. (В ноябре Арахамия пошел встречаться с Дмитрием Ф не только на Титане.)

Фактически это означало, что контроль над потоками остался в руках региональной газовой компании Фирташева (РГК). А НАК изобразил поедание слона на куски. Несколько месяцев ушло на создание дочерней компании — ООО «Газораспределительные сети Украины» («Газмережи»). В конце года она получила первую лицензию на управление, и это был… Наковский Кировоградгаз. Только после этого, в январе 2023 года, начались попытки войти в «Харьковгаз» и «Днепргаз».

А вот стиль вступления, мягко говоря, не порадовал. Официальная позиция была крайне расплывчатой: «Черноморнефтегаз», входящий в группу «Нафтогаз», в соответствии с требованиями закона принимал решения по вышеупомянутым облгазам, которые находились под контролем РГК. Они связаны с вопросами компании, в том числе со сменой руководства».

расшифровка «деловых вопросов» заключалась в следующем. «Черноморнефтегаз» назначил свой представительский совет, который уволил руководство облгазов и поставил своих. Звучало здорово, но для смены наблюдательного совета нужно было собрание акционеров. А его просто не было. В результате Фирташ получил прекрасную возможность оспорить действия в судах (если не в наших, то в международных).

При этом имелся вполне рабочий (в том числе юридический) сценарий ввода под военное положение, что и было сделано с той же Укрнафтой или Кременчугским НПЗ. Вместо этого юридически мутная договоренность. В итоге менеджер, создавший «Газмереж», дал оптимистичное интервью о перспективах и. через месяц ушел в отставку.

Несомненным сюрпризом для NAC стала проблема с обслуживанием клиентов. Региональная газовая компания, управлявшая облгазами Фирташа, совсем не горит желанием раздавать свои электронные услуги. На этой неделе к вопросу о фактах подключилась служба безопасности Украины. Поможет ли запуск сервисов? Посмотрим, но пока преобладает скептицизм.

Кроме того, остается проблема острой нехватки руководящих кадров (разумеется, не тех, кто просто сидит в кресле). Кстати, отсюда и очень осторожные планы завершить процесс «до конца 2023 года».

В течение многих лет РГК вобрала в себя лучших специалистов, таких как на рынке, их немного. Кроме того, в Харьковской области от боевых действий серьезно пострадали сети — до половины всех повреждений газовых сетей страны.

Отдельная тема — создание очередной супермонополии на рынке, но тут тревожиться рано. Сначала война. Во-вторых, он еще не создан. НАК даже обещает позже продать излишки. Хотя кто будет покупать компанию с таким путем, вопрос любопытный. Но это проблемы будущего.

Но уже ясно, что будет с долгами — их простят. НАК уже объявил, что вновь образованная компания (и входящие в нее облгазы) не будет возвращать старые долги за потребленный газ. Это вопрос к предыдущим владельцам. А для них… Для них любезно созданы форс-мажоры. Бинго.

Среди потерпевших — «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ), — теоретически он задолжал около 17 млрд грн. На самом деле он несколько раз проигрывал. В 2020–2021 годах магистральные газопроводы закупили много дешевого газа для ГТС. Облгазы благополучно сожгли, а вот с расчетами даже по низким тарифам не получилось. Теперь на эти деньги и трети этого объема газа не купишь.

Хотя на самом деле никто не рвался возвращать долг оператору ГТС. Они даже планировали смелые новые. Например, Днепрогаз заложил в бюджете аж 0 (ноль) гривен на транспортировку газа в 2023 году. Интересно, сейчас цифру поменяют?

называть вещи своими именами, рассчитывать на погашение старых долгов слишком оптимистично. Скорее вопрос в том, будут ли темпы их роста увеличиваться или уменьшаться.

Теперь была выдвинута идея провести новый зачет долгов. Но здесь требуется решение парламента. К тому же НДС на пару десятков миллиардов гривен никуда не денется. Да и МВФ от очередной «разводки» точно не обрадуется.

В общем, пока создан только рай для юристов и тяжущихся. И не факт, что это произошло случайно.

А тема серьезная: эта зима уже прошла на старых запасах и благодаря тому, что зима опять (пятый год подряд) выдалась теплой. К тому же в ПХГ были запасы, не очень большие, но достаточные. Однако, по слухам, в 2023 году будет еще одна зима. И снова нужны запасы газа, но их стало меньше.

Но, кажется, в системе больше хаоса. Я хочу наоборот. У нас достаточно планов. Только времени на них все меньше и меньше, а риск выше.