НАСЛЕДИЕ КОРРУПЦИИ И КРУГОВОЙ ПОРУКИ: НУЖЕН ЛИ УКРАИНЕ СОВЕТ СУДЕЙ?

Ярослав Кузишин Ярослав Кузишин Екатерина Шевчук Екатерина Шевчук

Уже в эту среду, 18 сентября, состоится съезд судей Украины. Кроме прочего, будут избирать судью Конституционного суда Украины (КСУ), новый состав Совета судей Украины (ССУ), будут вносить изменения в Кодекс судейской этики и т.п. Организовывает это действо сам Совет судей, который, согласно замыслу, должен бороться за независимость судейского корпуса. Вместо этого на практике он получил репутацию структуры, которая, скорее, покрывает круговую поруку и «заминает» коррупционные скандалы.

Чем должен был бы заниматься Совет судей?

ССУ является органом судейского самоуправления. Именно он созывает съезд судей Украины и обеспечивает исполнение его решений. Кроме того, в его обязанности входит:

  • избирать членов конкурсных комиссий, которые проверяют на добропорядочность и компетентность кандидатов в члены Высшего совета правосудия (ВСП), Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), кандидатов в судьи КСУ;
  • обеспечивать независимость, правовую и социальную защиту судей;
  • обращаться в государственные органы для гарантирования безопасности судей.

Кто возглавляет эти процессы?

С 2019 года Совет судей возглавляет Богдан Монич. Членом ССУ он стал еще в 2014 году. Из так называемых пленок Вовка стало известно, что сам Павел Вовк (экс-глава ОАСК), Андрей Портнов (заместитель председателя администрации президента Януковича) и Андрей Богдан (глава офиса президента в 2019–2020 годах) координировали увольнение Олега Ткачука с должности главы ССУ и продвинули свою «удобную» кандидатуру (а именно Монича) на его место:

«Мы решили за*уярить Ткачука. Посчитали, кто рейтинговый, посчитали, что в принципе, если Бутенко неоднозначный, то можно «сыграть» в Монича», — такие слова Вовка зафиксированы на аудиозаписях из его кабинета.

Первое, что сделал Монич на должности главы ССУ, — остановил распоряжение о проверке Окружного административного суда города Киева (ОАСК). И в дальнейшем он очень лояльно относился к ОАСК и его главе. После обнародования «пленок Вовка» Монич не только не осудил Вовка, но и публично встал на его защиту, а действия Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) по расследованию этого дела назвал деструктивными. Сам факт того, что Вовк, который является олицетворением судебной коррупции, оказывает такое влияние на ССУ (в частности может решать, кто будет его главой), свидетельствует о зависимости и заангажированности этого органа судейского самоуправления, а следовательно, возникает вопрос: нужен ли этот орган вообще, приносит ли он пользу судебной системе?

Кроме того, Богдан Монич может быть причастен к так называемому янтарному делу —  уголовному расследованию НАБУ по факту получения взяток бывшим нардепом Бориславом Розенблатом за содействие иностранной компании в добыче янтаря в Украине. Монич был в коллегии судей, оставившей в силе решение суда первой инстанции об остановке действий спецразрешений на изучение месторождений янтаря.