КАК ЯПОНИЯ ВОШЛА В МИРОВУЮ ЭЛИТУ. УРОКИ ДЛЯ УКРАИНЫ

Сергей Корсунский Сергей Корсунский

Все войны рано или поздно заканчиваются. Как именно зависит от многих факторов.

Это может быть безоговорочная капитуляция, как в случае с фашистской Германией; капитуляция с некоторыми предостережениями, как в случае с имперской Японией; на условиях фактического неограниченного по времени прекращения огня (перемирия), как это произошло в Корейской войне. После войн государства-участники могут оставаться разделенными (Западная и Восточная Германия, Северная и Южная Корея), с частью территории, незаконно оккупированной одной из сторон (Северные территории Японии). В обмен на мир некоторые государства теряли территории, как Финляндия, некоторым впоследствии удалось объединиться с временно утраченной частью (Германия).

Япония готовится к возможному мощному землетрясению, премьер Кишида отменил поездку в Центральную Азию Япония готовится к возможному мощному землетрясению, премьер Кишида отменил поездку в Центральную Азию

Вместе с тем исторический опыт показывает, что, с точки зрения будущего развития, важны не столько правовые границы окончания войны, сколько наличие точного плана восстановления, соответствующих политико-экономических условий и воли реализации этого плана. Сегодня все еще сложно предвидеть, когда именно наступит день нашей победы, и на каких условиях закончится война против российского фашизма. Но уже наверняка можно сказать, что задача послевоенного восстановления Украины по сложности не будет иметь аналогов в современной истории.

Когда возникают цели такого масштаба, следует обратить внимание на опыт других стран. Мы много слышали о «Плане Маршалла» по послевоенному восстановлению Европы, хотя до сих пор не все осознают, что американская программа восстановления касалась в большей степени Британии и Франции, чем Италии и Западной Германии. На самом деле это был комплексный план США по преобразованию Европы в безопасный континент, объединенный экономическими и политическими целями (как, скажем, устранение коммунистов из всех структур власти), а также системой коллективной безопасности.

На современном историческом этапе трудно ожидать повторения такой конструкции относительно Украины, которая ведет переговоры о вступлении в ЕС и хочет стать членом НАТО. Зато есть и другие примеры, хотя и в несколько отдаленной части мира — Восточной Азии.