В ОДЕССЕ «НАСИЛЬСТВЕННАЯ» ДЕКОММУНИЗАЦИЯ? ПЯТЬ МИФОВ, КОТОРЫЕ НУЖНО РАЗВЕНЧАТЬ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ГОРОДУ УКРАИНСКУЮ ДУШУ

Артем Карташов Артем Карташов

От редакции: Переименование улиц в городах Украины решениями глав ОВА в рамках исполнения закона о деколонизации топонимии вызвало большую дискуссию в обществе. Начиная с позиции, что единство страны именно в разнообразии: «всех под одну гребенку, не получится», и заканчивая тем, что «центральная власть обязана вмешиваться в местную политику, если это касается вопросов национальной безопасности».

Как правильно поступить? Где заканчивается граница полезного разнообразия и начинаются риски для воюющего государства?

Автор этого текста предлагает свои ответы на эти вопросы.

Полномасштабное вторжение РФ вся Украина и особенно Одесса встретили усеянные маркерами «русского мира» — рядом с украинскими танками и военными, готовившимися к вторжению российских войск с суши и моря, стоял памятник Пушкину, а путь к военным объектам пролегал через улицы, названные в честь тех, кто сто лет назад приложил руку к уничтожению первой украинской независимости, массовым репрессиям и насмешливой пропаганде.

Вместе с тем в оккупированных украинских городах на улицах Пушкина, Лермонтова и Мичурина их потомки совершали массовые военные преступления и распространяли «великую русскую культуру» во всех ее проявлениях, от навязывания русского языка до групповых изнасилований и массовых расстрелов.

Да, большая война запустила стихийный процесс дерусификации: громады, первыми оказавшиеся в оккупации или под огнем «братского народа», начали самостоятельно избавляться от российских названий улиц и памятников, — падали российские писатели и поэты, советские солдаты, начались процессы перезахоронения братских могил из центров городов на кладбища.